Архыз ассоциируется с «минералкой», стоянками рафтеров и каякеров, ну и «где-то недалеко от Домбая». Сейчас в этом районе строится новый горнолыжный курорт, первая очередь подъемников готова, заложен фундамент у гостиниц.
Тяжело смотреть вокруг — строительство связанно с вырубкой леса, вокруг мусор, это все загрязняет реки и меняет микроклимат. Уже скоро здесь будут толпы туристов, ну а пока только немногим посчастливилось полюбоваться красотами Архыза при помощи вертолетного про-движения heliaction.ru.
Вертолетное катание создает особую атмосферу и вызывает эмоции которые не передать словами. Все эти мелочи которые ты делаешь: подъем засветло, подготовка оборудования, сборы рюкзака, и вот уже слышишь шум мотора, подбор, высадка, поиски склона, здесь только ты и природа.. С первыми лучиками солнца поднимаешься над горами, склоны переливаются красками рассвета, снег мерцает. Чувство полета… Очень вдохновляет.
Мне конечно же хочется рассказать в подробностях о процессе вертолетных съемок. Сначала выбираем склон. Так как снега было немного, поэтому выбор склона был процессом долгим, хотелось найти место, где можно было сделать несколько спусков. В основном мы перемещались вдоль Кавказского хребта, по границе с Абхазией. И вот виднеется снежный цирк:
— «Летим туда!»
— «Не летим, это Абхазия – туда нельзя» ,
— «А вот еще крутая стенка, как на Аляске» – «Абхазия!!!»
Издевательство какое-то, было ощущение, что снежным тучам, которые образуются над черным морем со стороны Абхазии напросто запретили пересекать границу. Потому что в России снега было меньше, что всегда усложняло нам выбор. А к тому же и лавиноопасно.
Дальше нужно было попасть на верхушку горы. Высадки у нас были разные, и на безопасные полянки и на страшные узкие вершины хребтов, когда вертолет не садится, а зависает. Это особенно трудоемкий процесс для пилота. Иногда на сложных высадках вертолет мог делать два захода, по два-три человека, а вообще в вертолет вмещалось и шесть человек. С вершины открывались фантастические виды, безграничные цепочки гор, черное море и даже турецкий берег.
Затем вертолет делал высадку оператора. А мы в это время выбираем спуск. Зрительная память, умение читать склоны, и видеть проезды напротив, сверху и в общем везде, нарабатывается многолетним катанием у фрирайдеров. Поэтому нам иногда помогает либо фотоаппарат, если успеть заранее сфотать склон. Или наш замечательный оператор. Он с легкостью делил склон на всех. Подбирая каждому интересный спуск.
И вот моя самая любимая часть действа. Спуск вниз. Оператор не может точно сказать есть ли заезд на дроп и приземление. Поэтому импровизация. Внизу нас подбирает вертолет. Садимся и полетели за новыми приключениями.
Первый спуск на склонах Архыза получился разминочным.
Дальше мы начали съемочный процесс. Один из спусков выбрали стенку с несколькими кулуарами. В этот раз оператор не мог навести на линию, так как съемки шли с вертолета, и ему кроме пилота никого не слышно. Поэтому Макс стартует первым по широкому очевидному кулуару. Под ним трескается склон, сходит огромная доска. К счастью, с Максимом все хорошо, он опытный гид, смылся из этого ада профессионально. Ваня поехал следующим – лавина сошла, но не большая.
Долго решали с Колей что делать, думали, искали варианты и советовались с ребятами внизу. По следу Макса было ехать опасно, во первых потому что все выскребленно до земли, во вторых он не все еще сорвал, висел козырек и сбоку склон. Поехала по следу Вани.
Ехала след в след, но было достаточно взять левее на несколько сантиметров, чтобы склон подо мной и сверху полностью треснул.
Этого можно было избежать. Я не перестаю снова и снова смотреть раскадровку лавины, чтобы понять что нужно было сделать.
У меня недостаточно опыта, люди слышат и чувствуют когда склон трескается, был единственный путь отхода, точнее место где спрятаться. Там нужно было стоять сразу, нужно было это предугадать, в этом я тоже не мастер как оказалось.
Ну что говорить, меня уже несет в лавине через огромный скальный сброс. В этом момент со мной уже попрощались.То что в лавине нельзя не на секунду расслабляться это первое и основное правило, нужно быть готовым при первом же просвете попытаться встать на доску и уехать. У меня был такой просвет и я почти встала, и хотела уехать в сторону как пришла следующая волна и свет вокруг погас.
Мысли? Я думала что сделать чтобы выбраться, чтобы был воздух, в один момент я почувствовала свободное падение, удары были со всех сторон. Я упиралась доской, группировалась, лишь бы все контролировать.
И вот все остановилось, пришло чувство спокойствия, я сама выползла, потом отъехала, показала что со мной все хорошо. Болела рука, спина, задница. Нелегкий опыт, особенно в первый день. На этом катание закончилось.
Для меня залог хорошего дня это хороший сон. Отличное утро второго дня, прекрасное самочувствие и солнечно у меня в мыслях. Вопрос за завтраком : «Ань, а ты кататься сегодня будешь?» — «Конечно!» Все делает нас сильнее, будь то лавины, травмы или просто хейтеры на сайтах, я не могу позволить страху или плохому настроению останавливать меня на пути к моим целям, ведь я так люблю горы и катание. Огромное спасибо нашей дружной команде, я действительно получаю огромное удовольствие когда нахожусь среди позитивных, интересных людей:
Макс Ануфриков – гид и райдер
Коля Пиотровский – райдер, творческий экшен брат
Ваня Малахов – райдер, ответственный за выбор мэд-склонов и мэд-спусков
Арсений Болдырев – наш замечательный пилот, страсть к пилотажу которого сравнима с нашей к лыжам, сноуборду и горам.
Сергей Фирсов – один из лучших экстремальных операторов в нашей стране, ему я доверяю и всегда прислушиваюсь к советам.
Один день с нами летал замечательный фотограф Юрий Овчинников, спасибо ему за красивые фотографии.
А также спасибо всей компании heliaction.ru
Спасибо: Action Brothers, Rossignol, Roxy, Giro, Dakine, а также снегоступам MSR, которые отлично пригодились в перерывах дозаправки вертолета.
Ань,скажи пожалуйста,на тебе на фотке одет лавинный рюкзак.Когда была в лавине,на тебе его не было или не было возможности его активировать?
Да поддерживаю вопрос про ABS. То же очень интересно.
Аня Орлова сейчас находится в La Clusaz, готовится к соревнованиям. Там у нее нет нормального интернета, так что с ответом придется подождать…
В Архызе нужны сертифицированные НАКС сварщики?