Алексей Кислов побывал в Ингушетии на месте будущих горнолыжных курортов и спешит поделиться новостями.
Недавно (а точнее 08-09.09.2012) побывал в Джейрахском районе республики Ингушетия и посетил места будущего и текущего строительства нескольких Горно-Туристических центров. Вопреки общественному мнению, формируемому в основном СМИ, места эти на удивление спокойные, а местные жители очень гостеприимные и радушные. Говорят, что в тех краях есть обычай: если в дом простучал человек, то ему всегда откроют дверь, накормят, напоят, спать уложат и 3 дня никто не спросит, откуда он и куда путь держит, если сам того не расскажет.
С самого начала я немного беспокоился. Сами понимаете: Чеченский и Грузино-Осетинский конфликты, Беслан, постоянные новости про спец.операции федеральных войск. Искал в сети информацию о том, как там сейчас, писал друзьям обитающим на Кавказе, пересмотрел весь YouTube по тегам «Ингушетия» и «Джейрах». В итоге стало понятно, что пока своими глазами не увижу, с людьми не поговорю – не пойму.
ДЕНЬ 1.
Вылетели рано утром в субботу (08.09.2012) из Внуково. Пункт назначения – Магас, столица Ингушетии. Время в полете 2 часа.
Аэропорт новый, в будущем претендует на звание международного. Ну поживем – увидим. Если что, второй вариант прилета/вылета – аэропорт Беслан (Владикавказ, Северная Осетия). Мы через него возвращались.
Итак мы в аэропорте Магас.
Садимся по машинам и мчимся в горы. График плотный, а у нас только 2 дня на все, про все.
По пути, в пригороде Назрани, посмотрели Мемориал памяти жертв политических репрессий.
Осматривая достопримечательность, я перекинулся парой слов с местными ребятами студенческого возраста, которые попросили меня сфотографировать их рядом с памятником последнему защитнику Брестской крепости Уматгирею Барханоеву. Ребята поинтересовались, какая нелегкая меня сюда занесла и сказали, что рады гостям. У меня осталось очень приятное впечатление от общения.
Продолжая конную тематику мемориала, мы заехали на ферму. Здесь разводят коней-спортсменов.
Жеребцов выводили в загон, представляли и давали им волю. А те и рады)))
Добрались до въезда в ущелье затемно. Миновали пункт пограничного контроля (если что, пропуска можно выписать на месте) и уже через 30 минут въехали на территорию лечебно-оздоровительного комплекса «Армхи».
День был так насыщен событиями, что я только сейчас вспомнил, что ехал смотреть горнолыжные склоны. Но уже темно. Отбой…
ДЕНЬ 2.
Глаза открыл в 7:30. Сквозь занавеску проглядывало голубое небо. А я было думал, что не развидняет… Повезло. Вышел на балкон и… ВАХ! Вот это бомба! Какие склоны! Жаль только, что южные.
Первым делом иду смотреть окрестности. Склон за гостиницей северный. Первую трассу уже делают именно здесь (см.поз.1).
Лес интересный. В основном сосны и липы. Немного березы. Есть лесной орех, алыча, дикая яблоня. Встречается пробковое дерево. Местами довольно густой подлесок. Интересно как все это зимой снег засыпает? Местные говорят, что метр лежит уверенно. Наверх то зимой они поди и не ходят…
Немного побродив по склону за гостиницей, нашел первую просеку. Оказалось — под подъемник. Ширина метров 40-50. Прошел немного вверх. Крутая. Средний уклон в нижней части градусов 25. Конца не видел, уходит за перегиб.
Выше не пошел, решил искать основную трассу. Здесь довольно много живописных тропинок. По ним и отправился дальше.
Нашел довольно быстро.
Вот что в итоге получается: склон северный. Выпадающий снег лежит с конца декабря по конец марта. Протяженность трассы 1200 метров. Уклон видимой части — градусов 15. Надо будет приехать зимой, оценить снежные условия в окрестностях.
Подъемники привезли при нас и складировали на территории местного ДРСУ. Фоток к сожалению нет. Было темно. В общем докладываю: работа идет полным ходом. Запуск канатки планируется на декабрь. Поживем — увидим.
Вообще этот склон не является ключевым . Просто учебная трасса лечебно-оздоровительного комплекса «Армхи». Главные объекты будут находиться немного в другом месте. Это ГТЦ «Армхи» (см.поз.2) на южном склоне хребта Скалистый и ГТЦ «Цори» (см.поз.3) сразу на двух (северном и южном) склонах хребта «Цорейлам».
Конечно южное расположение ГТЦ «Армхи» на первый взгляд кажется не очень выгодным, но там запланирована система искусственного оснежения. Верхняя станция будет располагаться на отм.2993,7м (вершина Столовая). Перепад высот от 300 метров до 1,5 километров. Общая протяженность трасс ГТЦ «Армхи» составит 11 км.
ГТЦ «ЦОРИ» будет иметь сразу 2 обширные зоны катания с северной и южной экспозицией, объединенные общей сетью подъемников. Верхняя точка 3032,9м (вершина Гуржус). Здесь планируется так же установить систему искусственного оснежения трасс, построить парк, и даже отвести зону для фрирайда на склонах с северной экспозицией. Перепад высот на склонах «Цори» составит от 200 метров до 1,7 километра. Общая протяженность трасс ГТЦ «Цори» составит 57,4 км (из них 25,5 на южных склонах и 31,9 на северных). Впечатляет правда?
Концепция развития данного региона предусматривает развитие хели-ски и ски-турных маршрутов по историческим и природным памятникам долины, строительство биатлонного центра, ледового дворца и многое другое. Так же планируется, что летом район горно-туристических центров «Армхи» и «Цори» будет привлекать любителей скалолазания, трекинга, рафтинга, даун-хила, и других видов спорта.
Где-то там за облаками будет ГТЦ «Армхи».
Любители даун-хила думаю оценят как местный лес, так и открытый ландшафт.
Из всего сказанного может сложиться впечатление, что это место подходит только для экстрималов. Это не так. Любители прогулок легко смогут подняться в горы по тропам, которые ведут на высокогорные пастбища.
Если вам посчастливится, вы сможете увидеть тура, серну или лесного кота. Нам попадались только кони.
В обед, нагулявшись по окрестностям, мы сели на машины и отправились смотреть замковые комплексы, коих здесь несметное множество.
Боевые башни Эрзи.
Здесь я пообщался с местным стариком. Хотя слово «старик» к нему не применимо — он так лихо «шпарил» в гору… Встретились на тропе, поговорили. В двух словах он сказал: это лучшее место на земле, мы всем здесь рады. Попрощавшись, я пообещал, что обязательно еще приеду, и мы отправились дальше.
Дороги здесь, кстати, разные.
Некоторые асфальтированы, но большинство еще грунтовые.
Однако это не важно, когда из окон авто открываются такие виды.
Следующий пункт нашей поездки – древний христианский храм Тхаба-Ерды предположительно датируемый VIII веком. Т.е.до крещения Руси.
Невероятно, что все это дошло до наших дней.
Едем дальше. К стати любителям джип-сафари здесь тоже есть где разгуляться.
Самой дальней точкой нашей поездки стал комплекс оборонительных башен Вовнушки:
Мы заехали довольно далеко. До границы с Чечней здесь всего 11 км по прямой. Тихо, спокойно. Рядом погран.отряд. Собственно где-то здесь неподалеку и планируется строить ГТЦ «Цори».
На обратном пути останавливаемся на берегу реки Асса, что бы посмотреть на башенный комплекс Таргим и скалы хребта Цорейлам.
Мне кажется, бэйсерам и вообще любителям полетать здесь тоже есть чем заняться…
Удивительное место. Словами это не передать. Нужно просто приехать и самому все ощутить.
Зимой – горные лыжи, сноуборд, ски-тур, бэккантри, лыжные прогулки и походы; Летом – горный велосипед, трекинг, параплан, скалолазание, конные прогулки. И все это на фоне почти нетронутых человеком величественных пейзажей и древних башенных комплексов.
Конечно, инфраструктура здесь еще не дотягивает до уровня настоящего горно-туристического центра, но первый шаг сделан. И сделан он в верном направлении. Не знаю как вы, а я сюда еще приеду и не раз.
Ролик министерства по туризму республики Ингушетия
а Сванетия !!
ГФзЯ