Мы отправились в Японию в середине января для съемок второй серии проекта Ride The Planet. Команда на этот раз небольшая – главный руководитель и идейный вдохновитель Костя Галат, райдер Егор Сорокин, Костя Чураков – оператор, Андрей Британишский – фотограф и я, Аннa Ханкевич.
Раньше я боялась летать… За последние несколько лет вроде привыкла. Но перелет Москва – Токио пугал меня своей продолжительностью. Оказалось, что лететь 10 часов до Токио приятнее, чем например полтора часа КавМинВодами Авиа. Самолет был огромный, заполненный на треть, и мы, поужинав пока еще непривычными суши, завалились спать каждый на отдельном ряду.
Проснулись уже на подлете. Аэропорт поразил тишиной, спокойствием и немноголюдностью. А еще Япония считается густо населенной страной…
Процедура прохода паспортного контроля прошла практически без происшествий. У меня японский пограничник спросил цель поездки, услышал в ответ, что еду кататься, и удивился – «Что у Вас, в России негде покататься?» Небольшая заминка произошла у Егора, который неправильно списал с таможенной декларации Андрея срок пребывания в стране (Андрей здесь на неделю дольше нас).
И вот мы в стране хайтека!
Предстояла долгая дорога. Сначала переезд в другой аэропорт, во время которого мы увидели Токио из окна автобуса. Зеркальные небоскребы, океан вдалеке и заросли бамбука по краям дороги…
Еще один перелет уже на Хоккайдо, до Саппоро. Потом автобус до Нисеко – наверное, самого известного горнолыжного курорта в Японии – это несколько часов уже по японской глубинке, которая поражает минималистичностью строений – все домики просто фанерные коробки, внешне ничем не примечательные. Также и население – самые обычные люди, скромно одетые и ничем не примечательные. Первое время всё казалось, что вот появится гейша с бамбуковым зонтиком или самурай выскочит с мечом…
Но (и это было неприятным открытием для меня) в Японии мало того японского, национального колорита, который я ожидала увидеть здесь. И пейзажи не примечательные, совсем не похожие на открыточные виды – сакура не цветет и вулканы вдалеке не дымятся.
Наверно похожее разочарование испытывает иностранец, ожидающий в России увидеть медведей на Красной площади. Но в Японии действительно сложно найти японское, оно сосредоточено в аэропортах в сувенирных лавках. В остальном – обычная страна.
После того первого впечатления через какое-то время начинаешь замечать, что здесь все-таки всё по другому. И разница выражается в неприметных на первый взгляд мелочах. Журналы они читают наоборот, и движение левостороннее. Сами японцы такие правильные и внимательные к деталям. Спустился к посадке на подъемник – тут специальное устройство типа фена – сильной струей обдувать ботинки и крепления от снега. Заходишь в вагончик канатной дороги – тебе дают чехольчик на сноуборд, чтоб не поцарапать стекло. Если кресельный подъемник – то стоит специальный японец, который метелкой отряхивает кресло от снега и каждого приветствует словами и поклоном.
А отряхивать снег приходится постоянно. Потому что Нисеко – это просто рай паудера! Снег идет непрерывно! Всегда!!! Крупными хлопьями, мокрый или посуше, с ветром или без – но он падает-)
Соседство Тихого океана сказывается в том, что на Хоккайдо бывает в среднем только 17 полных солнечных дней в году, летом регистрируется в среднем 149 дождливых, а зимой — 123 снежных дня.
Первые пару дней мы утром просыпались в лихорадочной напряженности «Powder Day»! Быстрей на гору! Но потом успокоились – паудер и паудер – он тут каждый день такой, и завтра снова будет-)
Именно за этим паудером сюда и приезжают толпы фрирайдеров самых разных мастей. Много местных, весьма уверенно зажигающих на толстолыжах, телемарке или досках с ласточкиным хвостом. Из приезжих большая часть – австралийцы, им сюда ближе всего приехать зимой покататься. Многие устраиваются работать на сезон инструкторами или официантками. И конечно европейцы.
Поселились мы в Niseko Powder Longe, гордо именуемой гостиницей. Хотя на самом деле это больше напоминает общагу – небольшие комнатки в японском стиле – циновками застеленный пол, раздвижная дверь, матрасы расстелены прямо на полу. Общая ванна с температурой, близкой к температуре окружающей среды. Общая кухня, где вся разношерстная толпа одновременно пытается позавтракать. Весело и экономно – масло и соль мы вечно у кого-то «одалживали».
Но мы приехали за катанием, и насмотревшись по приезду вечером на шапки снега на крышах, заснули, полные самых радужных мечтаний и предвкушений катания «как в фильмах показывают».
Первый день для меня был шоком. Сначала долго приходила в себя от стоимости катания – дневной скипасс на всю зону стоит около 60 долларов! На первом же спуске я уверено потеряла всех остальных, и день провела в рекогносцировке местности, пытаясь понять, где же тут катаются.
Неприятное открытие – а горка то здесь небольшая!
(Надо отметить, что целиком гору мы в первый раз увидели день на четвертый – потому что она вечно затянута облаками. А вулкан напротив соизволил открыться нашему взору только в последний день.)
Высота горы Annupuri, на склонах которой расположен курорт – 1308 метров. Но поднимают не до верха, только до 1200. Спуск практически до уровня моря – то есть перепад около километра. И уклон в целом небольшой. Есть конечно и крутяки, но они небольшие по продолжительности, и добираться до них надо через длинные утомительные участки зеленых трасс. А кроме того, огромное количество фрирайдеров раскатывает эти зоны моментально, несмотря на то, что снег каждое утро новый.
Все зоны для официального фрирайда обозначены на карте, обнесены ленточкой и имеют входы, где написаны правила и состояние снега на данный момент.
Есть два очень интересных цирка. 9 Но катание там запрещено! Эти области также обнесены ленточкой, другого цвета, и везде стоят надписи, что у нарушителей отберут скипасс. И за этими зонами действительно следят! Общение со ski-police стало для нас каждодневным ритуалом-(
Конечно, любой из нашей команды может уехать от лыжной полиции на ходах. Но у нас же есть цель – съемки фильма. И пока оператор устанавливает камеру, фотограф прицеливается – тут любой полицай на лыжах нас догоняет. В разборках с ними отчетливей всего проявились две черты японцев — пунктуальность и вежливость. Он нас спрашивает – «Вы знаете наши правила? Катание в этой зоне строго запрещено!» Мы ему отвечаем, что снимаем кино, и хочется его снимать в целине. Он в ответ готовит, что есть правила катания и выдает нам карту склонов и строго, но очень вежливо предупреждает, что в следующий раз отберет скипасс. И так пять раз подряд…
В итоге значительная часть наших съемок проходила в запрещенных зонах. При разговорах с местными гидами мы выяснили, что все ролики, которые мы видим про Японию в западных кино, снимаются при катании не в зоне курорта. Команды либо ходят беккантри, либо используют ратрак в сочетании с машиной, отъезжают подальше и там снимают.
На четвертый день мы устроили перерыв и поехали на экскурсию к океану. Ближайшая точка- Kioto – типичный портовый городишко, Косте напомнил Петропавловск, только поаккуратнее. Экскурсия запомнилась посещением кафе, где мы объелись дешевыми свежими суши и лапшой. А также общением с живыми крабами, сидевшими в аквариуме и шевелившими клешнями. Отдельная непростая задача – найти в Японии японские сувениры. Все лавки забиты яркой блестящей чепухой с персонажами мультиков, от которой рябит в глазах. Но приятные изделия попадаются крайне редко и стоят немалых денег-(
А дальше предстоял переезд и катание в Асахидаке – но об этом в следующем сообщении.
Текст: Аня Ханкевич (Columbia, Amplid, Ampshop.ru, Julbo)
Фото: Андрей Британишский
Оригинал: http://blog.ampshop.ru/
Проект Ride The Planet поддерживают: НТВ-ПЛЮС, Panasonic, журнал GEO, Columbia, Промышленная страховая группа «Основа», Совет по туризму Норвегии, Julbo, SnowPulse.
Хорошо Аня написала, с нюансами! Вполне можно составить представление.