Октябрь, Красная Поляна… На самом верху гор вроде есть снег. Аня Ханкевич и Ваня Чудаков, срываются и прилетают в центр олимпийской стройки. С Аней все понятно — где снег, там и она. Но какова мотивация Ивана?
Распределяем общественное снаряжение… А ведь фото-аппаратуру Ивана мы не посчитали общественной, хотя он также взял все лыжное снаряжение. За три дня катания Ивану удалось прокатиться раза 2-3.
Мне стало любопытна мотивация Ивана Чудакова, и по возвращению из гор я взял у него интервью.
Миша Крутянский: Привет Ваня! Думаю уже многие читатели знают тебя как экстремального фотографа. Я прав?
Ваня Чудаков: Если не знают лично, то знают как фотографа.
М: Как так получилось?
В: Помимо экстрима я снимаю еще и другие темы, но позиционирую себя только как экстремального фотографа. Для меня экстремальная фотография — это некая квинтесенция мастерства. Я не пытался снимать войну, но, мне кажется, по эмоциональному накалу это схожие вещи. Именно в экстремальной фотографии ты максимально участвуешь в процессе, приходится чувствовать, быть там — это очень эмоциональное занятие.
М: Хочешь поснимать войну?
В: Для меня это сложный вопрос. С одной стороны, это интересно, и это та настоящая работа, которая может на что-то повлиять — есть масса примеров. Есть снимок американского фотографа, который, фактически, остановил войну во Вьетнаме. Но с другой стороны, я не люблю чернуху. Я не уверен, что готов к этой ответственности.
М: Ты говорил про эмоции — что ты ощущаешь, когда снимаешь летящего райдера? Хочется тоже прыгнуть этот дроп?
В: Нет. Катание, вообще, отдельно. Бывают дни, когда по хорошему снегу я езжу перебежками, не убираю камеру в рюкзак, и только снимаю, снимаю…
М: То есть кататься не хочешь?
В: Я хочу кататься, но это разное. Это большой азарт — снять летящего райдера. Передать его ощущения, обстановку.
М: Как ты думаешь, кто ловит больше фана, летящий райдер или снимающий ты?
В: В момент полета, конечно райдер. У меня просто этот фан дольше — как женский оргазм.
М: А результат, то есть красивая фотография, кому больше нравится?
В: Мне нравится очень небольшое количество моих работ. И мне в карточках нравится совсем другое, нежели райдерам — значит и по-другому. Я часто обижаюсь на райдеров, потому что отбирая фотографии, райдер бракует картинку из-за того, что у него что-то не так — выставлена рука или не туда смотрит колено — этот райдер даже не видет то, что так понравилось мне в этом кадре. Бывает очень обидно.
М: Что такое фотография для тебя?
В: Фотография — это рисунок светом. Изображение может строиться только от светотеневого рисунка, от температурного рисунка. Игра со светом, тенью, объемом.
М: Не мечтаешь о маленьком легком фотоаппарате?
В: Конечно. Но производители совсем не заботятся о том, чтобы сделать аппаратуру легче. Существующие компромиссы не подходят для спортивной съемки.
М: Аппаратура является общественным снаряжением в бэккантри, походе?
В: И да и нет. Зависит от мотивации. Но если команда не замотивирована на съемки, то я не поеду.
М: Как распределяются роли между участниками сессии экстремальной съемки в «идеальной» для тебя поездке?
В: Имеет смысл работать только с заинтересованными в съемках райдерами. Вот и ответ на предыдущий вопрос — ведь если они заинтересованы, то организация съемок становится общественной нагрузкой. Конечно, это будет в ущерб катанию и райдерам и, в особенности, мне. Я поэтому не люблю снимать соревнования — райдеры не нацелены на работу на камеру.
М: Приходилось снимать уборки?
В: Я снимал как человек убрался на мотике на скорости 250 км/ч, его разобрало просто на куски. Это была жесть
М: Но здесь ты наверное ничем не мог помочь. А что если встает выбор — срочно помочь человеку или продолжить съемку? Где эта грань?
В: Никакой грани нет. Если я буду видеть, что могу человеку помочь — то конечно же брошу камеру и приду на помощь. Если же понятно, что ему ничего не грозит, или помощь невозможна — продолжу съемку.
М: Почему фото а не видео?
В: С моей точки зрения, в видео надо выстроить сюжет, линию. Конечно, в фоторассказе тоже нужны элементы повествования, но в видео нет такой напряженности, можно события разложить на 30 секунд, на минуту, на две. А в фото, в одну карточку, в 1/1000 секунды надо поместить все событие.
М: Как ты относишься к пейзажной съемке?
В: Однозначно уважительно. Но таких кадров почти не делаю. Зафиксировать пейзаж — это не интересно. А создать стоящую пейзажную работу — это большая работа и удача, у меня нет на это времени и возможностей. На создание такой работы может уйти неделя. Иногда получаются интересные кадры, но целенаправленно пейзажами не занимаюсь. Наверное, лет через 40, когда устану бегать за райдерами, займусь.
М: Как ты считаешь, экстремальный фотограф должен сам увлекаться теми видами спорта, которые снимает?
В: Я бы сказал, что он не может снимать те виды спорта, которыми не увлекаются. Во-первых, ты должен понимать, что будет делать райдер — а для этого ты должен быть в теме. Во-вторых, съемка экстремальных видов спорта — это полное погружение в этот спорт. Особенно это важно в таких видах как бэккантри или экспедиционный каякинг. Как ты можешь что-то снять, если просто не сможешь попасть в место съемок, не умея кататься?
М: Какие виды спорта ты снимаешь?
В: Лыжи (фрирайд), каякинг, мотоспорт, недавно попробовал яхтинг — очень фотогеничный вид спорта. Лыжи всегда фотогеничнее каякинга — больше света, объема, пространства. Снимать каякинг гораздо сложнее — сделать что-то стоящее трудно.
М: Кумир?
В: Нет такого. Мне не нравится эффект — на фотографии человека с громким именем перестают смотреть, а смотрят на подпись авторства. Из мировых знаменитостей мне нравится Robert Capa. Мне он нравится не как фотограф, а как личность. Его жизненный путь может быть примером для многих. Феноменальный раздолбай! Лучшие кадры он сделал, убегая от полиции.
Я люблю смотреть работы разных авторов, новые картинки. Важны сами работы, а не имена.
М: А любимая модель?
В: Я не работал с таким большим количеством райдеров, чтобы прямо выбрать лучшего… Со всеми есть свой кайф от работы, есть сложности. Много работал с каякером Серегой Ильиным и с фрирайдером Аней Ханкевич. А по количеству часов больше всего с Лехой Еремеевым.
М: Спасибо, и продолжай творить свет!
В: Спасибо брендам Julbo, Amplid, Eleven, Амплитуда, которые меня поддерживают.
Ваня Красавчик