Напоминаем, сейчас на нашем сайте проходит конкурс фрирайд-описаний. На данный момент прислано очень мало статей. Мы надеемся, что это из-за того, что все хотят написать самый информативный рассказ, и не торопятся присылать, пока не отшлифуют. Не стесняйтесь, расскажите про какое-нибудь фрирайд-место!
Вот что нам рассказал Павел Лаврентьев о катании на очень известном в кругу фрирайдеров курорте Гульмарг.
Поскольку описания поездок в Гульмарг есть, то я сосредоточусь на описании фрирайд-маршрутов, заходов и выкатов, но для полноты добавлю и про саму поездку немного.
Идея поездки родилась за год до самой поездки, решили встретить Новый Год как-то необычно, ну и конечно же покататься. Начали разрабатывать поездку в Индию, маршрут получился такой:
1. Самолет Москва-Дели, самолет Дели-Кочин, праворульное такси Кочин-Аллапуджа(Аллипи), купание в океане, поедание всякого разного, встреча НГ(было круто, несоколько тысяч обкуреных индусов танцуют на берегу океана, сцена откуда вживую поют зажигательные индийские песни, и шум прибоя :).
2. Такси до Кочина, самолет Кочин-Дели, самолет Дели-Шринагар, 1 день в Шринагаре на предварительный осмотр города, такси Шринагар – Гульмарг.
3. Проживание в отеле Пэйн-Пэлас, каталка.
4. Такси Гульмарг-Шринагар, гуляние в Шринагаре.
5. Самолет Шринагар-Дели, день в Дели(там делать нечего), самолет Дели-Москва.
В Индии тоже есть интернет, так что все билеты на внутренние рейсы купили из дома. Отель в Гульмарге забронировали из Москвы через специального человека, но как показал опыт необходимости в этом нет, на данный момент есть три больших отеля с центральным отоплением, в которых можно найти номер.
Трасс там нет, есть гора и подъемник на её верх, в общем, всё как мы любим. Буду описывать то, что касается катания, в конце коротко бытовое. Описание соответствует тому моменту, когда мы там были, первая половина января 2010 года. Снега было не много, 3 января был снегопад, после этого 8 дней стояло солнце.
Почему то распространен миф, что в этом месте не лавиноопасно. Это именно миф, нами были спущены три небольших лавины, группа австралийцев спустила 2, а после нашего возвращения в Москву и активного снегопада, в одном из кулуаров сошла лавина, в которой погибло около 30 человек, индийских военных, которые неграмотно поставили лагерь для своих учений. Так что будьте бдительны!
География проста: хребет, под ним плато, под плато наклонный лес.
От низа леса идет подъемник на плато, с плато вторая очередь на сам гребень. На картинке это вертикальная линия, точка G2-3- точка пересадки на плато.
Сначала опишу спуски, а потом варианты возвращения. То что обозначено цифрами буду называть кулуарами. Кататься можно справа и слева от подъемника.
Справа
Чтобы кататься справа (если смотреть снизу, кулуары 1-6) необходимо идти пешком. Кулуары 1 и 2 доступны без пешки, с подъемника, 1-й сразу, до второго нужно переехать траверсом ребро. Как следствие раскатываются за первый день после снегопада, на пятый день, в верхней части второго кулуара был идеально ровное покрытие с твердостью льда. Заходить в кулуар 2 сверху рискованно, там надувает неприятный карниз.
Кулуар 3 весьма интересен, до него уже надо идти. Минут 30-40, в зависимости от степени акклиматизации, наличия следов и т.д. Начинается он широким крутым цирком переходящим в широкий выкат. В верхней левой части(если смотреть снизу) спустили небольшую лавину, прошла метров 200, сама остановилась. Как можно видеть по фотке, пересекла траверс тех, кто забирался из второго кулуара.
Кулуар 4, от третьего кулуара идти быстро, т.к. там на верху пологая часть хребта. Там всё хорошо, в верхней части потенциал большой, в нижней всё вырождается в узкую трубу. Там надо аккуратнее, т.к. если по дну пойдет лавина, уйти очень сложно. Не стоит пытаться перебраться внизу, через хребет, в кулуар 3 по лесу, нам это стоило 2 часов ковыряния в лесу, кустарнике, пересечению ручья и т.д., оно всё пологое.
Кулуар 5, от кулуара 4 к началу пятого можно доехать, объезжая слева вершинку хребта, при малом снеге это слалом среди камней, если жалко лаыжи-доску, где то надо идти пешком. Цирк неоднозначный, если смотреть сверху, то лучше заходить слева, т.к. справа визит карниз, и под карнизом видны следы естественных лавин. Широко, большое количество вариантов спуска.
Кулуар 6. От кулуара 5 надо идти пешком еще минут 20, сверху похож на цирк 5-го, справа (если смотреть сверху) карниз, слева самый оптимальный заход.
Снег после цирка там жестковат, геометрия такая, что солнца там бывает очень мало. Спускались в этом месте на третий день после снегопада, наст разлетался кусками, возможно если сразу после, то будет мягче.
На жестком снегу спустили доску, прошла не много, метров 50, большими твердыми кусками.
Во всех кулуарах, при наличии снега, будет где попрыгать, будет возможность ехать не по стенкам, а по гребням.
Пеший подъем выглядит вот так:
Если набита тропа то идти просто, как по ступенькам. Самый сложный участок – первый до третьего кулуара, дальше всё более-менее полого.
Выезд
Если ехать по кулуарам 1,2,3 выезжаете на плато в «зеленую»зону, и здесь легко попасть к низу второй очереди подъемника G2-3. Плато наклонное, так что ехать по нему приемлемо. Оттуда можно и в лес уехать, но мы ни разу не уезжали.
Если спускаться по кулуарам 4,5,6, то попадаете в «фиолетовую» зону. Из неё оптимальный вариант спускаться через лес. В лесу всё интутитивно, промахнутся сложно, но можно заехать в низины из которых прийдется выходить пешком. Теоретически есть возможность из синей зоны перебратся в зеленую, но это пешком по снегу, экономнее по времени будет спуститься через лес и поднятся на подъемнике.
Слева
Идти не надо, уклон позволяет доехать до всех кулуаров. «Платить» приходится на выезде, там пешка. В общем, снега меньше чем справа от подъемника.
Кулуары 7-8, туда не лезли — всё было ободрано, потому что наиболее простой вариант. Со стороны выглядело интересно, когда снега больше, там весело.
Кулуары 9-10, начали с 10 го, в середине спустили ожидаемую лавинку в узкий желоб.
Ушли в девятый и спускались по ребру между 9-м и 8-м.
Выезд
Если ехать до низа 9-го и 10-го, то уходить придется в лес, и дальше спускаться к деревне Танмарг, а оттуда на джипе на верх. Из-за малости снега такой маршрут попробовать не удалось.
Если внизу оказаться не далее ребра между 9-м и 8-м, с небольшой пешкой выходишь к низу верхней очереди G2-3.
Лавинщики
Есть местные лавинщики, это канадцы и американцы. Раз в неделю они проводят лекцию, очень полезно послушать. Каждый день они вывешивают у подъемника оценку факторов, влияющих на лавиноопасность, так что можно эту информацию использовать при анализе на месте.
Дорога, жилье и прочее
Цена проживания в Гульмарге– от 1500 до 3500 рупий в день в гостинице с центральным отоплением, другие не рекомендую. Цена зависит от вашего умения торговаться. Завтрак и ужин в ресторане гостиницы, готовят очень вкусно, но, как обычно в Индии, нужно сильно акцентировать внимание на полном отсутствии перца и пряностей. Иначе вы не съедите и ложки J Развлечений кроме вечерних тусовок горнолыжников в гостиницах нет. Мы жили вот здесь в «верхней» части, она чуть дороже, но и более комфортабельна, и называется у них «Heritage». Спать тепло, одежда высыхает. В санузле холодно, мытье – подвиг.
Такси: есть тонкость. Путь от Шринагара до гостиниц можно разделить на три части: по трассе до Танмарга, по серпантину от Танмарга до Гульмарга, от Гульмарга до гостиницы через шлагбаум.
Мы арендовали машину в центре Шринагара прямо на стоянке такси. Было обещание довезти нас прямо до отеля. Довезли до Танмарга, далее пересадили в машину до Гульмарга, это типа маршрутки, джип в котором 9 человек. Пересадили потому что дорога снежная, а цепей у таксиста не было. А вот от шлагбаума до гостиницы нас везти «маршрутка» отказалась и захотела еще 200 рупий. Я бы рекомендовал обговаривать это в момент найма машины, настаивая на том, что должны довезти до подъезда гостиницы. Стоимость от аэропорта около 1500 рупий.
Кроме каталки
Можно еще съездить погулять по Шринагару. Есть забавные районы, есть просто пугающие. Прямо на улице стоят тазики с маслом и в них индусы жарят корень лотуса, картошку и орехи, в каком то розово прозрачном тесте. Очень вкусно и питательно, хотя выглядит крайне антисанитарийно. Но самое главное это гранаты, они настолько спелые и вкусные, что мы купили мешок и в горах по вечерам их ели обливаясь гранатовым соком.
Если попадете в правильный район, сможете увидеть лавки, где делают и продают медную посуду, нас это очень впечатлило.
Там есть озеро Дал, масса индусов предлагает экскурсию на лодочке по этому озеру, между хаусботов, в программе заявлена куча достопримечательностей, как обычно, индусы врут :) Но покататься немножко стоит, очень впечатляют поселения в хаусботах на воде. Единственное, чего следует остерегаться, когда вы отплывете от берега, к вам начнут подплывать лодочки и предлагать всякие товары народного промысла. Если это не пресечь в зародыше, вы можете никуда и не уплыть, оплата же по времени. В нашем случае сработал месседж нашему лодочнику: «Если еще хоть один подплывет и начнет нам что-то предлагать, денег тебе не заплатим» :)
Автор: Павел Лаврентьев (skykapitan@mail.ru)
Фото: Наталья Амирханян
Написано для PowderDay.ru
Лавинная служба- киви.
А вот и не киви, а Америка =))
я бы еще про прокат про местный добавила — он великолепен!!! за 25 долларов в сутки вы получаете отличную доску (народ просто зачастую оставляет там вполне добротный эквип при отъезде домой) с при вас подновленными кантами, добротные боты, полный набор одежды (штаны, куртка, перчатки) и прочих нужных вещей (маска, лавинный датчик, лопатка и тп)
На хаусботе в Шринагаре советую пожить хотя бы 1 денёк — они СОВСЕМ не такие внутри, какими кажутся снаружи. Вы подплываете к обветшалому сараю, а входите в шикарный дом в колониальном стиле (кругом резное дерево, горит камин и т.п.). И вполне бюджетно
Ага, верно, и обилие пантунов в прокате, по цене 900 рупий в день, это рублей 800.
Привет,когда,кто туда собирается,Я бы присоединился с удовольствием,4114535@mail.ru,ездию на лыжах и сноуборде.
очень хороший рассказ/схема действий. с парой НО.
хм…
я был там два раза.. первый раз в 2005 году — мы открывали вторую станцию гондолы.
???? откуда взялось крайне парадоксальное утверждение ::
!!!___Почему то распространен миф, что в этом месте не лавиноопасно___!!!
с давних пор есть масса инфы на тему лавин в Гульмарге.. и есть масса фоток КАКИЕ ОНИ ТАМ ..
и объяснение простое::
рельеф Гималайских ущелий — совокупность лавиносборников:: куча небольших боковых сливаются в основное ущелье, этот сценарий и повторяется на протяжение всей гряды!
по всем кулурам 1-2-3-4-5-6.
оно и само активно сыпется.. а уж если помочь.. так что это опасно. реально опасно.
к слову говоря.. из-за ошибки гида в плане расчет времени, мы спускались по кулуару 4 , а затем и лесу в темноте.
совсем в темноте.
спасибо «эльбрусскому молоку», это было несложно :))
присоединяюсь к автору на предмет Шрингара::
— обязательно надо пожить в хаусботе, а так же взять занедорого мото-рикшу и метнуться в тур по мечетям, садам Моголов. благо все это легко-досягаемо.
ну и посмотреть на шоу шелковых ковров в handycraft-market :)
как минимум, lonelyplanet должен быть помощником.
Про миф не просто так написал, сейчас ссылок не найду, но когда готовились, первая часть статей которая попалась содержала в себе подобные фразы: «рельеф и снег в Гульмарге такой что лавин практически нет». И не в одном месте. Поэтому я и акцентировал на это внимание.
Касаемо катания в темноте, по моему опыту 3 спуска максимум, если заковыряться где нибудь, то можно попасть в сумерки. Четвертый уже лишнее.
Замечу, что вся область катания разделяется на:
зону катания — находящуюся в кулуаре №1, которая находится под мониторингом лавинно-спасательной службы и обслуживается ски-патрулем,
и
зону бэккантри — выход в которую предполагается ТОЛЬКО в составе организованных групп способных самостоятельно оказывать себе помощь в плоть до самостоятельной эвакуации пострадавших со склона.
Так же вся область катания разделяется на верхнюю, среднюю и нижнюю зоны — подробнее тут -> http://www.gulmarg.ru/piste.htm#zone
Тут есть описание всей области к
Друзья!
Приглашаем в феврале 2012 года принять участие в ежегодном фестивале FREERIDE CAMP, который проводится в Индии, в Гималаях, на гонолыжном курорте GULMARG.
Вас ждёт: вне трассовое катание. Подъём на канатной дороге на высоту 4000м. Спуск с перепадом высоты 2000м. Школа фрирайда: выбор маршрута, линия спуска, умение читать рельеф, прыжки. Практические занятия по лавинной безопастности. Обучение катанию на лыжах и сноуборде. Также калоритная обстановка и экзотическая культура.
Проживание в уютных номерах высокогорного отеля, расположенного в пяти минутах ходьбы от канатной дороги.
В среднем продолжительность 2 недели. Возможна индивидуальная программа.
Программу ведут заслуженные инструктора по лыжам и сноуборду, горные гиды- Иван и Егор Дружинины.
С программой можно ознакомиться на сайте http://sochi-activerest.com/programms/zima/gulmarg-2012/
пишешь про фрирайд, а про лавины не собрал инфу.
Есть там два места где при любом снеге сходят миллионики, есть еще почти два десятка где при снежной зиме сходит всё.
Я в этом спорте новичок. Заказал для себя вот такой курс http://www.freeride-champions.com , все четко и понятно, а то даже не знал с чего начинать. Вообще у меня мечта это хели ски, конечно нужно уверенно кататься, так что все это еще впереди)