Всем лыжникам и сноубордистам Санкт-Петербурга хорошо известно, что самые доступные и близкие «большие» горы — это Хибины, которые являются крупнейшим горным массивом на Кольском полуострове. Для фрирайдеров Хибины в первую очередь привлекательны своими широкими полями и возможностью скоростного катания. Расстояние от Санкт-Петербурга до Кировска составляет 1286 км, и на машине время в пути занимает в среднем 12-16 часов. По роду своей деятельности мы множество раз бывали там, и долгое время Хибины оставались для нас единственным местом на территории северо-западной РФ, где можно было бы заниматься фрирайдом.
Однако, пару лет назад, нам случайно попалась фотография лыжника на кресельном подъемнике с видом на океан.
Вид настолько заинтриговал нас, что мы решили узнать, где это. Так мы открыли для себя маленький курорт на севере Норвегии – Нарвикфьелле (Narvikfjellet), в городе Нарвике. Это не та дорогая и далекая от Санкт-Петербурга Норвегия, рекламируемая на страницах глянцевых журналов, и не та, которая звучит в спортивных хрониках. Это удивительное место на севере Норвегии в непосредственной близости с Лофотенскими островами – одним из красивейших мест на Земле. Для общения с местными в Скандинавии вам поможет немецкий язык, который можно выучить здесь www.deutsch-zentrum.ru.
На удивление, для питерца, имеющего шенгенского визу, Нарвик также доступен по расстоянию, как и Кировск. Он находится в полутора тысячах километрах хорошего скандинавского асфальта от Санкт-Петербурга. При разумном финансовом подходе бюджет поездки в Нарвик вполне соизмерим с бюджетом поездки в Кировск. Оказывается, вполне реально искупаться в Атлантическом океане в формате выходных дней.
Регионы катания
Прежде чем перейти к описанию региона катания, следует отметить, что 70 % катающихся в Скандинавии людей имеют скитурное снаряжение. По началу это выглядит непривычно. Однако, спустя какое-то время ты понимаешь, что это их обычный стиль жизни. Кажется, что абсолютно все жители Норвегии катаются на лыжах. И какой-нибудь школьный учитель после рабочего дня берет свои супер навороченные лыжи и отправляется на них в неспешную прогулку по берегу океана.
Нарвик (Narvik)
В первую очередь Нарвик привлекает живописностью горно-морских пейзажей.
Из-за морского климата качество снега часто меняется. Если вам повезет со снегом и будет работать верхний кресельный подъемник, вы сможете насладиться скоростным фрирайдом на бескрайних полях Марколы.
Для того чтобы в полной мере ощутить её просторы, нужно от верхней станции кресельного подъемника прогуляться пешком до вершины. Это займет около получаса. Подъем не сложный, как правило тропа набивается очень быстро и не требует снегоступов или скитурного снаряжения. В верхней части райдер, в зависимости от своего уровня катания, может выбрать линию спуска от средней сложности до очень сложной с дропами. Возможна лавинная опасность. По ширине склон ничем не ограничен. В наиболее простых местах угол склона порядка 40 градусов, по мере спуска он выполаживается до ноля. Такой рельеф позволяет райдеру развивать высокую скорость, не боясь экстренных торможений, так как она гасится сама.
Во второй части спуска маршрут проходит по интересному пересеченному рельефу, постепенно уходящему в лесную зону и заканчивающемуся ездой по маленьким улочкам окраины Нарвика. В финале вы приезжаете прямо к нижней станции гондолы. Сам маршрут достаточно длинный, разнообразный по рельефу и требует от райдера уверенного катания.
Если же вам не повезет со снегом и кресельный подъемник не будет работать, все равно можно найти места для внетрассового катания. Нам понравилась зона, расположенная слева от подъемников, если смотреть снизу.
Вблизи Нарвика расположены также интересные для фрирайда шведские курорты – Riksgransen и Abisko.
Риксгрансен (Riksgransen)
Риксгрансен расположен высоко в горах, на перевале норвежско-шведской границы. В связи с этим снежный покров здесь стабильней чем в Нарвике и катальный сезон более продолжительный. Рельеф нижней части этого курорта очень непредсказуем. Из-за большого количества разнообразных дропов, нужно быть всегда начеку, особенно при плохой видимости. Для любителей попрыгать это настоящий рай.
Когда вы подниметесь на подъемнике на самый верх обратите внимание, что на обратную сторону уходит тропа, которая в конечном итоге ведет на гору Nordalsfjall.
Подъем на неё займет примерно 30 минут. Линия спуска проходит по левой стороне горы относительно линии подъема и выходит к канатной дороге. Рельеф горы достаточно простой и подойдет для райдеров любого уровня подготовки.
Следует отметить, что Риксгрансен является меккой шведского хелиски и это развлечение там вполне доступное.
Абиско (Abisko)
Абиско является образцом шведского горнолыжного минимализма: одна парковка, одна машина на парковке, один кресельный подъемник с маленькими креслами, один канатчик он же и кассир. Скипас представляет собой письменное предупреждение о лавинной опасности данного региона.
После того как ты расписываешься в предупреждении, ты должен надеть его на руку и только после этого выходить на склон.
По началу кажется, что людей здесь нет вообще, но на вершине кипит жизнь. Небольшие группы проводят тренировки по лавинной безопасности. На верхней станции канатки находится уютное кафе. При входе в него висят рюкзаки с противолавинным снаряжением. В случае чрезвычайного происшествия им можно быстро воспользоваться, чтобы прийти на помощь попавшим в беду.
Мы нашли этот регион интересным для фрирайда. Верхняя часть действительно местами лавиноопасная и нужно быть бдительным. Рельеф напоминает Хибинский. Если забирать правее от подъемника можно прокатиться по ущелью с голубым натечным льдом и подушками. Нижняя часть спуска проходит по густому лесу. В Абиско всего одна трасса. Кстати, Абиско позиционируется, как лучшее место для наблюдения за северным сиянием. Вот почему именно оно изображено на логотипе курорта.
Бъёрклиден (Bjorkliden) — еще один курорт, расположенный в этом регионе. Большое количество пологих трасс и подъемников. Этот курорт интересен начинающим лыжникам и сноубордистам.
Лофотенские острова являются огромной неизведанной территорией для свободного катания. Фрирайд здесь везде. Когда едешь на машине по Лофотенским островам взгляд непрерывно останавливается на притягивающих линиях спусков, пролегающих по снежным рекам и уходящих в прозрачную водную гладь. Лофотены похожи на вершины Альп после всемирного потопа и по праву признаются красивейшим местом на земле.
По рельефу горы на Лофотенах очень разнообразны — от хибинского до классического альпийского. Выбирать маршрут можно непосредственно с дороги или с яхты во время путешествия.
Нам показалось интересным спуститься, например, вот по этим кулуарам.
По высоте эти горы такие же как Хибины, но проезды получаются значительно длиннее за счет большего перепада высот. Это происходит потому, что каждый маршрут заканчивается на уровне моря. Любопытно доехать до крайней точки Лофотенов – деревни Å, посетить столицу Лофотенов город Svolver, купить свежей рыбы.
Интересно, что вся область вышеперечисленных курортов является единой зоной скитурных маршрутов, продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней. Из-за влияния Гольфстрима климат для столь далекого, заполярного региона здесь очень мягкий. Море не замерзает, что не очень хорошо отражается на качестве снега.
В этом сезоне нами запланировано недельное путешествие по северной Норвегии и в частности по Лофотенским островам. Мы хотим прокатиться по маршрутам присмотренным еще в прошлом году, и возможно пройти некоторые скитурные маршруты.
В завершении, хочется еще раз обратить внимание людей, увлекающихся внетрассовым катанием на то, что вышеописанный регион прекрасная альтернатива Кировску. Во-первых туда легко добраться на автомобиле, расстояние вполне сопоставимое, во-вторых там огромные возможности для фрирайда. А виды Лофотенских островов никого не оставят равнодушными, даже людей далеких от горных лыж.
Перекати – поле http://www.perekati-pole.com
Комментарии