Monterosa (Alagna, Gressoney, Champoluc) — фрирайд парадайс?

27.01.2011,

Монтероза в народе носит ярлык самого внетрассового курорта Италии. В феврале 2010 года у нас было 10 дней, чтобы проверить это утверждение.

Monterosa фрирайд

Горный массив Монтерозы считается вторым по высоте в Альпах после МонБлана. На самом деле, это тот же горный массив, что и в Червинии. Существует даже ски-тур маршрут из Монтерозы в Церматт (швейцарская сторона Червинии).

Монтероза включает в себя три горнолыжных курорта — Champoluc (Шамполюк), Gressoney La Trinite (Грессоней Ля Трините) и Alagna Valsesia (Аланья Вальсесиа). Во многих справочниках отсутствует понятие горнолыжного курорта Монтероза, а есть лишь эти названия. Дело в том, что по дороге между Шамполюком и Грессонеем 75 км серпантинов, а между Грессонеем и Аланьей (не Северной Осетией!) 190 км. Кстати, если вы спустились в Аланью, подъемники уже не работают, а ваш дом в Грессонее — не надо тратить сотни евро на такси. Постучитесь в часовенку, вас приютит на ночлег священник, если вы человек хороший. Это не шутка.

Поскольку эти три курорта соединены в одну зону катания подъемниками и трассами, мы будем пользоваться названием Монтероза.

Как водится, начнем не совсем по порядку, с сразу с главного — с фрирайда в Монтерозе.

Внетрассовое катание

В общих чертах

Итак, freeride-paradise, рай внетрассового катания в переводе. Так написано на гондоле, ведущий из Аланьи, и во всех окрестных барах. Вот только не сразу становится понятно, что рай — это вертолетное катание в зоне Монтерозы, которым здесь успешно промышляют. А в остальном, на наш взгляд, это никакой не рай. Но не все так однозначно.

Зона катания Монтероза расположена на большой высоте — подъемники завозят на 3200 м, вокруг ледники и пики высотой до 4200 м. По этой причине рельеф довольно сильно отличается от традиционного альпийского — здесь это длинные моренные выносы, местами большие и вертикальные скальные стенки. Тем не менее, если не ходить пешком, то трещин можно не бояться — подъемники подходят вплотную к началу ледников, но на ледники можно подняться только пешком.

Монтероза — это культовое место, привлекающее любителей фрирайда, ски-тура и альпинизма со всего мира, но в особенности из Скандинавии. В будний день здесь катаются в основном опытные фрирайдеры, приехавшие на весь сезон. Казалось бы, народу не так много, но этих опытных фрирайдеров хватает, чтобы раскатать все стандартные спуски, при этом далеко не очевидные.

Состояние снега

Это одна из главных проблем Монтерозы. Дело в том, что выкаты почти из половины внетрассовых маршрутов заканчиваются на высоте 1200 м в Аланье, а из второй половины — в Грессонее (станция Stafal) на высоте 1800 м. В Аланье снег может просто не лежать — это нормальная ситуация даже для середины зимы, и выкаты с маршрутов превращаются в полупешие «приключения». Но, по словам местных, довольно часто бывают годы, что во всей зоне катания Монтероза снега крайне мало, особенно для внетрассового катания. Снег ложится на разбросанные хаотически камни, поэтому если его мало, то это не катание.

С сайта alagna.it. Проблема этой схемы в том, что на ней никак не отличаются маршруты, доступные от подъемников, от маршрутов с длинными пешими подходами и даже от вертолетных маршрутов!

Monterosa offpiste and freeride map

Схема фрирайда в Монтерозе

Данная схема ни в коем случаем не является руководством к действию, а служит лишь для оценки возможностей внетрассового катания в регионе. Любой выход за границы размеченной трассы должен быть осознанным, вся ответственность за возможные последствия ложится на вас.

Следует иметь в виду, что схема трасс изложена схематично и не всегда верно отображает рельеф. Схема плоская, а горы объемные, поэтому имеет место искажение масштабов, т.е. длины маршрутов на схеме совсем не пропорциональны длине и перепаду реальных проездов.

На схеме умышленно не показаны маршруты линиями, так как внетрассовое катание не подразумевает конкретной трассы, а возможно в целых областях (зонах, склонах). Эти зоны (склоны) мы разделили на два типа – просто и сложно. Просто – это желтый цвет, сложно – оранжевый. 2 вида штриховки – классическая (маршрут доступен от подъемника) и крестиками (требует пешки 10-30 минут).

Цветные линии, ведущие к областям — это пути подхода или выхода к зонам катания траверсом или пешком.

Стандартный внетрассовый маршрут Монтерозы — это длинный траверс, затем спуск по достаточно простому рельефу с маленькой крутизной, а затем долгий-долгий выход к подъемникам. Классический пример — зона номер 5 (перепад 800 м, здесь и в дальнейшем перепады указаны примерно, на глаз, и учитывается лишь «полезная» часть спуска). От верхней станции маятникого подъемника надо забирать траверсом как можно выше — и в итоге вы попадете в красивую, широченную, но довольно пологую долину. Осторожно, не спровоцируйте лавину во время траверса! А также следует быть внимательным на финальном траверсе южного склона (на схеме линия-выкат) — он тоже может поползти. В зону 5 можно также въехать посередине (5а).

Gressoney

Траверс в зону 5

Прямо напротив — зона 3 (перепад 700 м). Она отлично просматривается из зоны 5, и наоборот.

Gressoney freeride

Мы в зоне 3. Напротив зона 5 - в правой части снимка. В левой - уже ледник, там тоже можно спуститься, но надо идти пешком не меньше часа

Заход аналогичный — траверсом от перевала Bettaforca. Катание в этой зоне весьма странное — короткий спуск и выполаживание, и так несколько раз — ступеньками. Зато красиво, вокруг ледники, высокие горы, гигантские пространства… Вполне возможно, что многие как раз и мечтают о таком катании — не сложном, но самом настоящем фрирайде.

Gressoney

Вид на часть зоны 3, но она все-таки не вся такая пологая

Еще одна похожая долина — это зона 6 (перепад 900 м). В нее можно попасть, не использую маятниковый подъемник, а пройдясь 10 минут от конца 25-ого подъемника. Это большая чашка, начинается с кулуаров — а дальше выполаживающиеся поля.

Alagna freeride

Аня Ханкевич в зоне 6

До того, как она станет почти плоской, можно уйти длинным и утомительным траверсом налево (6а). Зачем нужен этот траверс, да еще с набором высоты? Становится понятно, если проехать дальше. Конечно, один раз стоить съездить, увидите такие достопримечательности, как ледопады

Alagna

Аня Ханкевич для масштаба :)

И деревня посреди дикого склона

AlagnaА вот после этой деревни начинается настоящий кошмар — спуск по крутому «склону», состоящего из бугров, камней, пеньков и просто травы. И все это кончается автобусной остановкой. Кстати, мы автобуса так и не дождались, поднялись на детском бугеле — и долгим траверсом в Аланью.

Когда уже все раскатано, или снег плохой, можно наведаться в зону 8 (перепад 600 м). Её преимущество — абсолютно теневая экспозиция, в отличие от почти всех остальных внетрассовых спусков Монтерозы. Но для спуска в эту зону потребуется веревка 60 метров, стационарная точка (петля на камне) имеется. К этой точке ведет длинный траверс по самому верху левого склона зоны 6. В начале с этого траверса можно уехать вниз (зона 7, перепад 100 м). Но чем дальше по траверсу, тем опасней сходы направо, местами скальный сбросы, а местами запредельная лавиноопасность из-за южной экспозиции.

Algna offpiste

Подход к точке спуска с веревкой

Monterosa (Alagna, Gressoney)

Начало спуска

фрирайд в Монтерозе

Конец спуска

Соответственно, выкат из этой зоны еще более утомительный, чем из 6-ой.

Зона 10 (перепад 300 м) настолько нам не понравилась, что можно было и не рисовать. Она очевидна — вся просматривается с подъемника 25, и быстро раскатывается. Через один из кулуаров идет пунктирная черная трасса — зона «официального» фрирайда. Спуск заканчивается огромной плоской поверхностью, которую надо всю прошагать. Далее можно выйти к началу 25 подъемника очередным траверсов (10а) или уехать вниз в очень крутой и очень узкий кулуар с очень высокими стенками (10b).

Gressoney freeride

Плоскач в конце зоны 10

От 25-ого подъемника можно полезть вверх на старт 9-ой зоны. По отзывам, того стоит, но мы так и не покатались в этом месте. Из этой зоны можно выйти траверсом (9а), но при этом потеряется 2/3 спуска, а можно внизу — так же утомительно, как и в случае с 6 и 8 зонами.

Стоит сказать пару слов про маленькие зоны-стеночки. Они не пользуются популярностью у завсегдатаев Монтерозы, потому что не требуют пешки, мучительных траверсов, и имеют относительно большой уклон :)

В случае снегопада и отсутствия видимости, все эти большие-длинные маршруты становятся недоступными, и на выручку приходит зона 1 (перепад 500 м). Под 24 подъемником растет очень приятный лес, но высоты маленькие, и теплый итальянский климат портит снег в этом лесу. Во время мощного холодного снегопада там можно неплохо покататься!

А вот подниматься выше, в район трассы G11 мы не рекомендуем — удручающее зрелище. Россыпи мелких камней идут в такой разрез с красотами высоких гор и ледников! Честно говоря, я и не знал раньше, что горы могут быть такими некрасивыми…

Зона 2 (перепад 300 м) — на наш взгляд самое интересное катание, хоть и коротко. Можно кататься во время снегопада — растительность спасает, но надо быть предельно осторожными в верхней части — она представляет собой несколько воронок, лавины из которых идут в узких кулуарах, поросших кустами. Стартовать можно с любой части козырька, но далеко направо (если смотреть вниз) заходить не надо — внизу будут непроездные скалы. Впрочем, вся зона 2 просматривается прямо с парковки.

Во 2-ой зоне мы славно пофотографировались.

Аня Ханкевич, Монтероза (Грессоней-Шамолюк)

Аня Ханкевич

Миша Крутянский (Монтероза, Грессоней-Шамполюк)

Миша Крутянский

Монтероза

Аня Ханкевич, Миша Крутянский

Маленькая зона 4 (перепад 150 м) характерна очень интересным рельефом и тем, что она все время находится в тени, и, как следствие, дольше всего сохраняет пухляк. Почему-то ее вообще никто не раскатывает.

Трассовое катание

С точки зрения катания по трассам этот курорт вряд ли стоит рекомендовать. Большая часть трасс полога до безобразия, плотность катающихся в выходные дни зашкаливает — для миланцев Монтероза как Сорочаны для москвичей. Много очень неудобных подъемников — стоячие гондолы. А с маятника под номером 26 вообще не ведет ни одной трассы. В будние дни прождать отправления этого маятника можно минут 20 — он иногда как маршрутка — не отправляется, пока не заполнится.

Цены

Цены на ски-пасс весьма демократичны — один полный день стоит 38 евро против 50 евро в Шамони.

Есть возможность покупки только на нижние подъемники, но чаще всего в этой опции нет смысла. приятным бонусом является то, что администрация курорта сильно понижает цену дневного ски-пасса в случае, если не работают связка между курортами из-за погоды. Самый большой сюрприз ждет студентов — по одному студенческому можно купить сразу два ски-пасса с очень приятной скидкой.

Проживание

Мы не бронировали жилье заранее, а пытались найти на месте. Целый день мы колесили по Грессонеям в поисках жилья, но так толком и на нашли подходящих вариантов. Все предложения начинались от 35 евро на человека в день. Дело в том, что в Монтерозе толком нет частных апартментов — а лишь апарт-отели и полу-отельные варианты B&B. Вообще, львиная доля построек в Грессонеях — это дачи миланцев с забитыми наглухо ставнями в будние дни.

Мы там были во второй половине февраля, в январе же дела обстоят проще. Наши друзья жили дешевле, чем по 20 евро с человека в день в начале января 2011 года — в низкий сезон. Как обстоят дело в Аланье и Шамполюке мы не знаем, но очевидно, что с логистической точки зрения жить в Грессонее выгоднее.

Грессонеев, на самом деле, два — Gressoney-La Trinite и Gressoney-St.Gean. Конечно, чем ниже, тем дешевле. Можно поселиться еще ниже по долине — в Gabo. Мы пытались искать жилье в обоих Грессонеях.

Вебкамеры

Веб камера Монтероза

Панорамная вебкамера на перевале Sarezza, высота 2620, верхняя станция подъемника 12, зона катания Champoluc

Веб камера Грессонея

Веб камера в точке Passo Salati, на перевале между курортами Gressoney и Alagna

Вебкамера Монтерозы

Вид на не самую красивую часть зоны катания Gressoney с точки Punto Jolanda

Вебкамера Монтерозы

Камера установлена на перевале Bettaforca (2727), границе между Champoluc и Gressoney

Резюме

По сумме факторов, на наш взгляд, этот курорт проигрывает многим другим. Например, из него совершенно некуда податься. Что если в Монтерозе не нравится, нет снега, или просто такой ветер, что в этот день не работают подъемники? Курортов в часе езды вокруг нет. Очень слабое разнообразие лесного катания тоже не идет в плюс курорту.

В качестве резюме можно сказать, что поклонников у Монтерозы гораздо больше, чем тех, кто остался недоволен. Конечно, эти горы прекрасны для тех, кто готов много ходить, в том числе на ски-туре и спускаться по красивым ледникам. Но расстраивает то, что можно долго ехать траверсом, затем спускаться по веревке и попасть на склон, уже полностью раскатанный. Раскрученность курорта как фрирайд-парадайса играет свою роль!

P.S. Итальянцы очень разочаровали своим раздолбайством — и не только стилем вождения, а также тем, что не потрудились убрать остатки заброшенного подъемника. Теперь красивая долина с водопадами (зона 6) украшена огромными заброшенными опорами и сорванным тросом.

С другой стороны, местные фрирайдеры порадовали своим гостеприимством. Если захочется поговорить с кем-то о горах, фотографиях и фрирайде — заходите вечерком в кафе Flying Brasserie в Gressoney-La Trinite — им владеет молодая семья местных гидов, они же в нем и работают.

Автор: Миша Крутянский, свой вклад в написание статьи внес Костя Платов.

Фото: Андрей Арсеев

Написано для PowderDay.ru

Метки:



Комментарии к Monterosa (Alagna, Gressoney, Champoluc) — фрирайд парадайс?:

  1. Чекин 27.01.2011 в 20:50 Ответить

    А что, старый вагон на Punta Indren от верха кресла не работает уже? Вроде как именно он назывался фрирайд-парадайз?
    Еще могу добавить, что не стоит ходить в зону 9 при малом количестве снега внизу. Выезд еще хуже и длиннее чем из зоны 6-8. Мы выходили часа 3..

  2. Mike 27.01.2011 в 22:29 Ответить

    Да, старый вагон шел со стороны Аланьи — теперь он не работает, и именно его останки лежат в цирке. Зато построили новый, 26-ой, на несколько лет позже, чем обещали…

  3. Sonchik 29.01.2011 в 23:41 Ответить

    А мне понравилось). Правда, из 4-х раз, что я там был, покатать удалось только 2)

    • Mike 30.01.2011 в 00:57 Ответить

      А что же в остальные разы? =)
      На самом деле мы поэтому и поехали туда на целых 10 дней, потому что всем моим знакомым, кто там был — понравилось.
      Вот и в этом году Костя Платов вернулся исключительно с положительным впечатлением. При том что в большей части остальной Европы вообще не было снега…

  4. MipH 30.01.2011 в 11:23 Ответить

    Очень красиво. Порадовался за вас и не порадовался за себя, что пока лишь только стараюсь выбираться в дикие местечки.

  5. Аноним 16.12.2014 в 21:43 Ответить

    […] […]

Добавить комментарий