Queyras (Франция) — тайна за семью замками

07.01.2011,

Что мы хотим от горнолыжного отдыха? Это первый вопрос, на который стоит давать себе продуманный и искренний ответ при планировании поездки. Эта статья призвана разрушить устоявшиеся стереотипы и дать лыжникам и сноубордистам пищу для размышлений. Что лучше – одно вкуснейшее блюдо высшего качества в романтической обстановке или посредственный шведский стол в шумном зале? Обжора, не задумываясь, выберет второе. А наша задача поведать о тех редких и удивительно притягивающих местах, о которых знают даже далеко не все утонченные французские ценители.

Мы отказались от услуг турагентств, частных перевозчиковов, стандартных отелей и поехали во французские Альпы самостоятельно. Российские турагентства не работают c зоной катания Queyras (Кейрá), и без машины в этом регионе делать нечего. Мы поселились в частном секторе недалеко от известного старинного города Briancon, в Южных Альпах, во Франции. В нашем распоряжении было много времени, мы изучали окрестные курорты, в том числе потратили несколько дней на знакомство с зоной катания Кейра. На эти дни мы попали в удивительный мир изысканных горнолыжных деликатесов. В самом конце января, как раз когда начинается высокий сезон в Альпах, на курортах Кейра мы встречали лишь редких лыжников, а иногда спускались по трассе, так никого и не встретив. Даже во второй половине дня немногочисленные любители трассового катания наслаждались почти идеальным вельветом на длинных трассах с перепадом до 800 метров и самой разной крутизны. Секрет Кейра заключается в его удаленности от основной дороги (Briancon-Gap), скромных размерах и большом расстоянии до ближайшего крупного города. Курорт граничит с Италией, но дорога через границу зимой закрыта, и все итальянские туристы не доезжают до Quyeras, а оседают на выходные в зонах катания Via Lattea или Serre Chevalier.

Pays de Queyras, а дословно «Край Кейра» – это национальный парк Франции. Помимо многочисленных древних деревушек Кейра объединяет 6 небольших горнолыжных центров-поселков, имеющих единый скипасс: Abries-Ristolas (1550-2450), Molines–Saint Veran (1750-2800), Ceillac (1500-2500) и еще 3 совсем крошечные зоны для начинающих и детей. Центром Кейра является поселок Эгюий (Aiguilles). Зоны катания связаны между собой только автобусами. Все это старинные горные деревушки, не подверженные влиянию движений модернизации, тихие и уютные, где время течет неспешно, а местные жители умиротворенные и приветливые.

Окружающая природа не испорчена антропогенным воздействием, а совсем немногочисленные подъёмники предоставляют возможность насладиться прелестями дикой и древней Франции во время катания на горных лыжах. Здесь нет шумной ночной жизни, очередей на подъемники, многоэтажных гостиниц и толп туристов. Но есть потрясающе красивые горы, длинные трассы и просторные дикие склоны. Край Кейра – это тайная укромно спрятанная в Южных Альпах природная сокровищница, старинная антикварная шкатулка, полная даров, для тех, кто ценит скромное обаяние старины. Это 2500 жителей, 2500 горных серн и 2500 видов цветов. Это не пафос, просто невозможно приехать из этого уголка Франции и описывать его иными словами!

Molines_freeride

Расскажем немного про трассы Queyras. Еще раз повторим, что людей здесь совсем мало и скучающие подъемщики доброжелательно приветствуют немногочисленных катающихся, а после нескольких спусков уже запоминают всех в лицо. Это создает очень уютную и камерную атмосферу. Наиболее крутые и скоростные трассы можно встретить в Abries-Ristolas. Большая часть трасс находится в лесной полосе, но имеет достаточную ширину и крутизну. Курорт обслуживается одним кресельным подъемником и тремя бугелями. Больше трасс можно найти в деревушках Molines и St Veran. Они расположены на очень просторном и солнечном южном поле с хорошим перепадом, но не очень большим уклоном. Одна трасса идёт по лесу, а все остальные ныряют и поворачивают среди кулуарчиков и пупырёчков на обширном безлесом склоне, краев которого не разглядеть за горизонтом. На курорте Molines-St Veran 1 кресельный подъёмник и более десяти бугельных.

Местечко Ceillac, безусловно, манит своей красотой. Такой красивой долины мы не видели в Южных Альпах. В центре этой мини зоны катания возвышается крутой скалистый хребет. Справа от хребта поднимаются подъемники, а слева спускаются трассы, их совсем мало и они достаточно пологие, но подготовлены прекрасно: в Сейак регулярно приезжают тренироваться национальные французские команды по горным лыжам. Но обычно людей здесь совсем мало. Сейак отличное место для начинающих и для желающих просто недорого отдохнуть в красивом и тихом горном уголке.

Ну и бесспорно важный для всех нас факт – ски-пасс стоит 22,6 евро на 1 день или 102 евро на 6 дней на все 6 зон катания Queyras. А это в два раза дешевле, чем на привычных всем крупных известных курортах (шведских столах)!

На этом заканчиваем поверхностное описание зоны катания Queyras и углубляемся во внетрассовое катание. Всё наше путешествие было направлено именно на катание вне трасс, поэтому мы можем позволить себе дать подробное описание фрирайд-маршрутов Кейра.

Внетрассовое катание в Abries-Ristolas

Фрирайд в Abries

Схема зон внетрассового катания в Abries

Данная схема ни в коем случаем не является руководством к действию, а служит лишь для оценки возможностей внетрассового катания в регионе. Любой выход за границы размеченной трассы должен быть осознанным, вся ответственность за возможные последствия ложится на вас.

Легенда внетрассовой схемы
Следует иметь ввиду, что схема трасс изложена схематично и не всегда верно отображает рельеф. Схема плоская, а горы объемные, поэтому имеет место искажение масштабов, т.е. длины маршрутов на схеме совсем не пропорциональны длине проездов. На схеме умышленно не показаны маршруты линиями, так как внетрассовое катание не подразумевает конкретной трассы, а возможно в целых областях (зонах, склонах).
2 вида штриховки – классическая (маршрут доступен от подъемника) и крестиками (требует пешки 10-30 минут).

Это местечко широко известно в узких кругах. В 2009 году норвежская команда SweetProtection снималась на этом курорте. По их словам, в то время только там был свежий снег среди всех курортов Южных Альп. Весь внетрассовый потенциал курорта – это северная стенка, доступная с бугельных подъемников. Первый бугель привозит на вершину Gilly, высота – 2465 м. Точнее, от верхней станции бугеля до вершины 10 минут пешком, но ходить надо только в том случае, если есть желание проехать верхнюю крутую часть стенки. Прямо от станции бугеля открываются большие возможности по раскатыванию леса самой разной сложности (зоны 1 и 1′ на схеме). Самые простые спуски идут вдоль бугеля (1′). Посложнее, со скалами, с большим уклоном ведут к ручью, вдоль которого идёт трасса (1). Можно пройтись пешком как от этого бугеля, так и от второго, с перевала Collete de Gilly. В таком случае перед лесом получится проехать более спортивный участок с дропами и проездами между скал. Зона 2 доступна только после прогулки по хребту. Зато там точно будет свежий снег, большой уклон и высокая сложность спусков. Особенность всех этих маршрутов – северная экспозиция, благодаря которой снег сохраняет свое качество наиболее продолжительное время, пока его, конечно, не раскатают.

Abries

Направо – основные трассы. Налево – красная трасса на обратку и все зоны оффписта. На фото видны перевал Gilly и пик Pelvas.

Abries Freeride

Панорама крайне сложных спусков с пика Pelvas. Правую часть этой стенки мы назвали зоной 2. Сюда только пешком по хребту.

Спуски на «обратку» заканчиваются на красной трассе, приводящей к остановке автобуса, который приезжает сюда специально, чтобы собрать лыжников и отвезти их обратно к подъемникам. Автобус ходит по расписанию раз в полчаса с перерывом на обед. По склонам, спускающимся к дороге, бродят дикие горные козлы, а водитель с готовностью останавливает автобус и открывает двери, чтобы туристы могли понаблюдать за животными и сфотографировать.

Ceillac

dsc_0254

Кататься вне трасс вблизи подъемников здесь практически негде. Совсем вдоль трасс, вот, пожалуй, и всё. Широкие возможности открываются, только если ходить на ски-туре, но это тема другой статьи.

Внетрассовое катание в Molines — St Veran

(кстати, в брошюре курорта утверждается, что Сан Веран – самая высокогорная деревня в Европе)

MOLINES Queyras freeride

Схема внетрассовых маршрутов в Molines

Этот курорт оказался абсолютным рекордсменом по количеству свежего снега через 2 недели после последнего снегопада. Целина раскатывается крайне медленно. Фрирайд в Молин можно разбить на три зоны в порядке возрастания сложности и опасности – южная (цифра 1 на схеме), лес (2) и северная (3). На южной стороне стоят все подъёмники (один кресельный и много бугелей). Зона очень просторная, на ней можно раскатывать подтопленный на солнышке снег на небольшом уклоне.. Но основное достоинство курорта – это северная сторона горы (3). Один из бугелей завозит на хребет на высоту 2800 м. От этой точки можно двигаться траверсом вдоль хребта и выбирать понравившийся спуск на северную сторону. Желательно перед катанием заехать на машине по дороге в сторону Италии и просмотреть эти спуски – они не всегда тривиальны. Все спуски имеют классическую структуру: цирк-кулуар. Вертикальный перепад спусков – 700 метров. Все спуски в эти цирки выходят внизу на широкую трассу для беговых лыж. 5-15 минут – и вы снова у бугеля.

Molines offpiste

Обратка Molines. Перепад до 700 метров.

Будем перечислять цирки, начиная от верхней станции верхнего бугеля (точка 2800м). Первый цирк почти сразу сжимается в один длинный кулуар шириной не менее четырех метров в самом узком месте. Почти на протяжении всего кулуара можно выбирать линии на его некрутой правой стенке. Верхняя часть этого цирка плохо защищена от ветров, поэтому снег там может быть хуже, чем в остальных цирках.

Molines freeride

Цирк-кулуар номер 1

Второй цирк имеет менее однозначную конфигурацию, лучше заходить как можно левее.

На правой стенке тоже есть проезды, но заметно сложнее. Начиная с середины спуска следует уходить в отличный редкий лес без подлеска – чтобы не скрестись по узкому кулуару внизу.

Третий цирк менее просторный и более опасный.

Четвёртый цирк наиболее простой и широкий. На выкате также лучше уходить в лес. После четвёртого цирка верхний хребет уходит в зону леса (2), и, соответственно, открываются отличные возможности лесного катания.

Molines freeride

Четвертый цирк

Все перечисленные спуски на северную сторону крайне лавиноопасны и имеют довольно узкую зону транзита – кулуары. А поскольку сходит там, очевидно, регулярно, то дно кулуаров часто довольно жесткое. Однако благодаря северной экспозиции, поведение снега сравнительно легко предсказать.

По нашему мнению, зона внетрассового катания на курорте Молин-Сан Веран бьёт все рекорды по количеству интересного рельефа.

Molines Queyras freeride

В одном из цирков в Molnes

ДОПОЛНИТЕЛЬНО по зоне катания Кейра:
Трассы: 104 км
• Зеленые и синие трассы (для начинающих) — 25%;
• Красные трассы (средней сложности) — 60%;
• Черные трассы (сложные) — 15%;
• Трассы для беговых лыж: 200 км
Максимальная высота: 2800 м
Перепад высот: 1550 – 2800 м
Подъёмники: 2 кресельных скоростных, 2 кресельных, 30 бугельных
Погода: В Queyras выпадает большое количество снега благодаря относительной близости к морю. А из-за лесистости и не очень больших высот сильные ветра для этой зоны не характерны.

Веб-камеры Queyras.

Проживание

Все возможности по проживанию (отели, шале, B&B, частный сектор) собраны в единую базу с возможностью он-лайн бронирования. Цены от 7 евро в день с человека в частном секторе.

Как добраться

От аэропорта Турина 146 км; от аэропорта Марселя 238 км, от аэропорта Женевы 300 км.

Чем еще можно заняться в Кейра

Как уже было сказано выше, практически вся территория Кейра является национальным природным парком. Однако это вовсе не означает, что эта территория закрытая. Вовсе нет. Горы и долины, леса и альпийские луга Кейра открыты для туризма. Это настоящий рай для тех, кто любит активный отдых на лоне дикой природы. Зимой здесь прокладываются многокилометровые трассы для беговых лыж, тропинки для прогулок на снегоступах. Предлагаются маршруты по замерзшим рекам, в кошках, с ледорубом, при желании с преодолением небольших замерзших каскадов. Огромным успехом пользуется катание на собачьих упряжках: общение с умными красивыми ездовыми собаками, обучение взрослых и детей, прогулки, соревнования. Ну и, конечно, в Кейра огромные возможности для скитуринга, альпинизма, ледолазания и скалолазания. А в поселке Эгюий, прямо в центре, есть искусственный ледодром, открытый для всех желающих, и даже с вечерним освещением. Летом в этих краях очень популярны трекинг, каякинг, полеты на параплане.

Край Кейра имеет долгую историю, которая началась еще во времена галлов и оставила на его территории множество культурных памятников. Любителям экскурсий и ценителям древностей здесь есть, что посмотреть. В узких кривых улочках Кейра буквально чувствуется дыхание многовековой истории.

Самый заметный памятник Кейра — это замок Château-Queyras в деревушке Ville-Vieille. Замок стоит на въезде в долину и неизменно завораживает взор путешественника, едущего по дороге, неожиданно открываясь из-за очередного поворота, словно картинка из книги сказок.

Помимо замка наиболее значимыми архитектурными достопримечательностями Кейра, по мнению местных жителей, можно считать: В Arvieux (Арвьё): древний храм, основанный в 16 веке, разрушенный, а затем восстановленный уже в 19 веке. В Brunissard (Брюниссар): Евангелическая Часовня (Chapelle Evangélique) 1825 года. В Molines (Молин) : руины протестантского храма, основанного в 1600 и разрушенного в 1684. В Saint-Véran (Сан Веран) : древний храм 1685 года, перестроенный в начале 19 века. Кроме этих, по всему Кейра разбросаны древние часовни, храмы и небольшие замки феодальной эпохи.

В поселке Abriès (Абриес) вам предложат уникальную экскурсию по «камням с надписями»: в поселке сохранилось множество камней, на которых прежние жители в давно минувшие времена высекали различные сентенции, поучения и значимые даты.

Также в поселке Абриес будет небезынтересно посетить Дом Костюма. В музее представлена экспозиция костюмов с 19 века. А еще здесь можно посетить курсы плетения кружева, ознакомиться со старинными технологиями окрашивания тканей натуральными красителями и ручного ретуширования.

Оригинальной достопримечательностью Абриес является Дом Гюстава Эффеля, того самого инженера, который сконструировал Эйфелеву башню. Это удивительное здание, полностью из металла, квадратных форм, типичных для архитектуры начала 20 века. Этот дом изначально был построен в 1985 году в Бордо, но потом перевезен и реконструирован в Абриес.

Ко всему прочему в Кейра находится самый старый туннель в Альпах (Tunnel de la Traversette), пробитый в 1497 году на высоте 2 687 м.

Всю полезную информацию о Кейра можно найти на официальном сайте, а также запросить в Офисе по Туризму по телефону + 33 492 46 70 34.

Авторы статьи: Михаил Крутянский и Екатерина Коровина.
Опубликовано в 46-м номере «РИСК онсайт» и на сайте SKI.ru.

Это путешествие было организовано благодаря поддержке интернет-портала SKI.RU и наших спонсоров: Миши Крутянского — Halti и Кати Коровиной — Marmot и Black Diamond.
Фото: Андрей Арсеев

Также благодарим Офис по Туризму Кейра за предоставленную информацию и радушный прием.

Метки: , , , , ,



Комментарии к Queyras (Франция) — тайна за семью замками:

  1. doctor-ski 22.01.2011 в 12:51 Ответить

    фантастически интересно!
    Спасибо,ребята!

  2. Стас, Пятигорск 24.01.2011 в 00:42 Ответить

    Согласен с доктором, классно!!! Супер!!!

  3. mkrut 24.01.2011 в 00:49 Ответить

    Вот только сейчас там все жестко и нет снега, как на большинстве курортов Европы, но все-таки не на всех..

  4. Стас 24.01.2011 в 23:28 Ответить

    В Приэльбрусье были на выходных, тоже тоскливо…
    За то дети покатались! Повышают квалификацию, так сказать.

  5. Skykapitan 11.03.2011 в 13:01 Ответить

    Съездили. Очень повезло со снегом, из 5,5 катальных дней снег шел 3. Во второй день, на отратараченных с вечера склонах, лежал метр паудера, оставили открытым только один бугель, бугели с возможностью попадания на пологие трассы выключили, ибо оттуда выбраться было бы нереально. Автобус с обратки не пускали, трассы на обратке не ратрачили. Да в общем это было и не нужно, рядом с трассами было достаточно шикарного леса с паудером :)

    Касаемо дороги их Женевы.
    Первый вариант дороги(короткий -300 км) лежал через перевал Сен-Мартен-Д Арк. Это перевал в верхней точке перегорожен бетонным блоком. Местные сказали что так на всю зиму.
    Второй вариант был через Италию. Это через туннель. Мы приехали к туннелю, он был закрыт с 00-00 до 5-00, насколько регулярное это мероприятие выяснить не удалось, но судя по антуражу перекрывают каждую ночь. Приняли решение не ехать, как оказалось верное, т.к. он стоил 35 евро в одну сторону + была неопределенность с перевалом из Италии во Францию, потом местные в Абрисе сказали что там не проехать.
    В итоге мы ехали через Ля Грав. Перевал был открыт, но при этом был сильный снегопад и ехать было очень стремно.
    Правильное и надежное решение, ехать через Гренобль. Это больше по расстоянию, но спокойнее. Но там тоже есть дороги на которых рекомендуют цепи.
    И последним штрихом было то, что перевал между Ле Ло и Брюниссар закрыт на зиму :)
    От Бриансона надо ехать через Сан Крепен.

    Еще раз огромное спасибо авторам, место отличное!

    • Mike 11.03.2011 в 17:32 Ответить

      К вышесказанному стоит добавить что перевел Col Du Lautaret (это тот что над Ля Гравом) периодически закрывают, особенно при сильном ветре со снегом. А вот перевал Montgenevre не перекрывается (это который сразу за тоннелем Frejus).

  6. Red Sky 30.11.2012 в 16:34 Ответить

    Прочитали. Понравилось.Едем в феврале.
    Может кто подсказать какой дорогой ехать из Турина? Если кто едет в этот период,пишите.

  7. Red Sky 30.11.2012 в 16:36 Ответить

    и огромное спасибо за суперский отчет и за то, что ломаете стереотип, no friends in a powder day!)), если бы не вы, мы не узнали бы о столь замечательном месте.

  8. irbes 12.09.2013 в 11:23 Ответить

    В беЗснежный год ролик
    http://rutube.ru/video/ce0a7205a6d4aa49543026128d15b910/

Добавить комментарий