Материал впервые опубликован в журнале Risk Onsight №53, 2011 год.
Бонневаль-сюр-Арк – маленький секретный спот для фрирайда и не только.
Ля Морьен (La Maurienne) – это долина во Французских Альпах, образованная рекой Арк (l’Arc). Лежит на территории департамента Савойя. Традиционно различают Нижнюю Морьену (Basse Maurienne) и Верхнюю Морьену (Haute Maurienne).
Главный город долины – Модан (Modane). Здесь находится железнодорожная станция, а также рядом туннель Фрежюс. В долине Морьен находятся такие курорты как Валь-Сени, Ля Норма и пр…
Самый дальний курорт долины Морьен называется Бонневаль-сюр-Арк (Bonneval-sur-Arc).
Следуя по дороге, ведущей через Валь-Сени в глубь долины, вы, наконец, приезжаете в маленькую деревушку, состоящую из небольших домиков серого камня, приткнувшихся у подножья гор. Дальше дороги нет. В Бонневале дорога заканчивается, и собственно сама долина тоже. Вокруг – только горы.
Дальше есть только летняя дорога, которая ведет через перевал Изеран (самый высокий перевал в Европе – 2770м, зимой — закрыт) в Валь дИзер. Зимой из Валь-д-Изера на эту сторону катаются фрирайд-группы с вертолетной выброской.
Бонневаль-сюр-Арк – маленький, очень старый, исключительно уютный и аутентичный поселок. Строения старинные, сплошь каменные. Жители гордятся тем, что у них нет ни одного деревянного дома. Бонневаль-сюр-Арк входит, кстати, в список самых красивых деревень Франции.
Зона катания очень небольшая, если не сказать маленькая, в сравнении со всем известными крупными курортами. Однако посредственным этот курорт никак нельзя назвать.
Когда мы выбирали места для нашей предстоящей поездки и изучали курорты долины Морьен, мы сразу обратили внимание на высоту Бонневаля. Старт находится аж на 1850м над уровнем моря, а верхняя точка, куда завозит подъемник – 3050м! Собственно – эта главная особенность данного места и его большое преимущество. Катанием на таких высотах может похвастаться далеко не каждый большой курорт. Как правило, подъем на 3000м не должен вызывать каких-либо недомоганий у человека. А если вы, все же, решите сразу не забираться на самый верх, то с легкостью найдете, где покататься в удовольствие на нижних и средних подъемниках. В Бонневале 21 трасса, 3 кресельных и 8 бугельных подъемников. Все исправно работают, хотя, может быть, и не слишком быстро.
Ориентация склонов северная. Вместе с высотой курорта это дает дополнительную защиту для снежного покрова. Благодаря большой высоте курорт менее подвержен перепадам температуры, которая зимой никогда не бывает плюсовой. А северная экспозиция к тому же защищает склон от прямого воздействия солнца.
Схема трасс, к сожалению, мало информативна и показывает лишь наличие трасс разных цветов и их примерное расположение. А на самом деле, курорт имеет очень интересный и разнообразный рельеф и приличный уклон: есть участки покруче, есть поположе, но нигде нет выполаживаний, так чтобы необходимо было толкаться палками. Самая необычная зона на курорте – это участок между подъемниками Lacsa, 3000 и нижней частью трассы Aiglon. Эта зона – как лунная поверхность, вся в холмиках и впадинах. По самой трассе Aiglon едешь, а точнее несешься, все время вверх-вниз, как на американских горках. Очень забавно! В чем-то она даже похожа на трассу ски-кросса. Но сама трасса широкая, вовсе не сложная, и катание по ней – это аттракцион в удовольствие.
В остальном, склоны Bonneval-sur-Arc имеют более-менее постоянный уклон.
Трассовое катание
Трассы все достаточно широкие, хорошо подготовленные. Малое количество катающихся способствует тому, что даже вечером можно сделать спуск не по льду, а практически по настоящему вельвету. Иногда на одной из трасс тренируется детская спорт-школа – гоняют по вешкам. Есть простые трассы для начинающих, а есть очень длинные, с приличным уклоном. В качестве заключительного можно сделать спуск с самого верха и до самого низа на одном дыхании: Аiglon>Troglodiyte>Tetras>Assenseur>Pinson>Epervier>Polo Bonitace. Взгляните на схему – этот спуск вам понравится!
Мы были в январе (во Франции это низкий сезон), и катающихся было настолько мало, что в полдень на трассах еще можно было встретить вельвет, трассы и подъемники были пусты, а подъемщики приветливо здоровались с каждым. Ведь посетителей у них было настолько мало, что за день они узнавали всех в лицо. Есть все основания полагать, что даже в высокий сезон, который во Франции приходится на февраль, тут не бывает большого столпотворения и очередей.
Внетрассовое катание
Наверное, не будет ошибкой назвать Бонневаль настоящим фрирайд-спотом. Фактически, вся зона катания – это фрирайд. Можно кататься между трассами, по кулуарчикам, крутякам, полям, прыгая со скалок и плюшек. А можно уйти подальше и совершить длинный спуск к подножью горы, прямо на дорогу.
Условно всю зону катания можно разделить на 4 части (см. схему).
1-я фрирайд-зона расположена по правую руку от подъеников Vallonet и D’Andagne и доступна как раз со второго из них. С противоположной стороны зона ограничена кулуаром. Этот кулуар хорошо виден снизу, от подъемника. Кулуар достаточно широкий и несложный для спуска. Но будьте осторожны – он имеет довольно большую воронку сверху. Внимательно оцените лавиноопасность! Это же относится и к склону, находящемуся орографически правее кулуара. Внизу, на выкате, у нас лежал лавинный вынос из крупных смерзшихся комков, недвусмысленно говорящий об опасности этого склона. Кроме того, в условиях малого количества снега будьте внимательны с камнями на правой стенке кулуара и со стекающим по ним замерзшим ручьем.
В верхней части зоны есть несколько скальных поясов – где-то можно спрыгнуть, где-то лучше аккуратно объехать. Зона богата микрорельефом – обилие перегибов, кочек, которые так и подстрекают постоянно выталкиваться и подпрыгивать.
2-я фрирайд-зона доступна с подъемника Lacsa и ограничена снизу ручьем. Эту зону можно разделить на 2 части по горизонтали. Верхняя – более пологая, может иметь ветровую корку. Нижняя – более крутая, закрыта от ветра и богата рельефом. Мы прозвали это место pillow-paradise, рай из плюшек-подушек. Главная опасность этой зоны – это скальные сбросы в дальней части. Они расположены не сплошным поясом и легко объезжаются, но о них забывать нельзя! Другая опасность – это освещение. Эта зона находится как бы в тупике с нависающим ледником и полностью закрыта как от ветра, так и от прямых солнечных лучей в течение всего дня. Благодаря этому здесь вы гарантированно найдете хороший снег даже спустя много дней после снегопада. Но из-за полного отсутствия солнца, рельеф хуже читается и кажется более плоским. А в пасмурную погоду или под вечер так вообще едешь практически на ощупь. В целом, благодаря рельефу и качеству снега, эта зона понравилась нам больше всего.
3-я фрирай-зона расположена вокруг подъемника 3000. Направо от подъемника (орографически) можно прокатиться по отличному полю. Будьте внимательны: если вы увидите подозрительно прямые лыжные следы, ведущие вниз, не давайте им увлечь себя, контролируйте скорость! Эти следы могут неожиданно оборваться в пропасть! Дело в том, что Бонневаль облюбован спидрайдерам (лыжниками-парапланеристами), которые с легкостью сигают с обрывов, а потом плавно парят вниз. Лыжникам без крыла это повторять не советуем.
Наиболее интересное катание расположено левее трасс (по ходу спуска). В самом начале уходя траверсом все дальше и дальше, вы можете рисовать все новые и новые линии на склоне. Есть здесь и где попрыгать и где прокатиться широкими дугами. В целом рельеф здесь более спокойный и просторный, чем в зоне 2. Отсюда же открывается замечательный вид вниз на долину Морьены.
4-я фрирайд-зона – самая маленькая, расположена в районе подъемника Amulinet. Здесь вы найдете интересное катание по пересеченному рельефу, забрав траверсом направо (по ходу спуска) от верхней станции бугеля. Также отсюда можно хорошо просмотреть всю зону №2.
Для нас остались не изведанными следующие возможности:
- Катание по лесу в районе трассы Aluette.
- Подходы к леднику и вершине Albaron и спуски оттуда.
- Спуски по кулуарам в деревню (от подъемников Lacsa и 3000).
Возможно, для первого знакомства с этими маршрутами будет разумно взять гида.
Кроме катания, зимой в Бонневале можно совершать пешие прогулки и прогулки на снегоступах, кататься на беговых лыжах и заниматься ледолазанием – недалеко от деревни есть потрясающие ледовые каскады.
Итак, наш вердикт : Бонневаль-сюр-Арк – местечко совершенно необычное, безусловно заслуживающее внимания фрирайдеров, но и любителям трасс здесь будет интересно покататься. Особенно Бонневаль понравится тем, кто любит наслаждаться тишиной и величием диких гор. Рестораны и анимация в Бонневале есть, но все это очень камерное. Модных тусовочных клубов и шумных дискотек тут нет.
Для нас Бонневаль стал открытием, местом, куда хочется вернуться!
В чем мы увидели несомненные преимущества Бонневаля:
— длинный сезон: примерно с 17 декабря по 27 апреля
— большая высота и превосходное качество снега
— интересный, разнообразный рельеф
— малое количество людей > высокие шансы найти нераскатанную целину
— красивые виды
— скромные цены (скипасс на 1 день стоит 22.5 Евро, на 5 дней – 92 Евро; жилье от 10 Евро\ с человека в день)
— уютная атмосфера старинной деревушки, затерянной в горах.
Как добраться:
Paris — Lyon : A6
Lyon — Chambéry — Turin : A43 (съезд на Modane, Haute Maurienne)
Modane — Bonneval-sur-Arc: D1006
Более подробная информация на официальном сайте курорта: http://www.bonneval-sur-arc.com/.
P.S. В поисковиках и PGSах вводите полное название поселка «Bonneval-sur-Arc», потому что во Франции полно разных Бонневалей.
За помощь в посещении этого замечательного места от всей души благодарим Офисы по Туризму долины Mаurienne (http://www.maurienne-tourisme.com/) и самого Bonneval-sur-Arc.
Авторы статьи: Екатерина Коровина и Андрей Арсеев, при поддержке SKI.RU, PowderDay.ru и .
Дополнение по зоне 2: мы туда полезли в плохую видимость, интуитивная линия спуска выводит на скальные сбросы, проход между ними очевиден, и ищется легко, но при плохой видимости и малом опыте весьма опасное мероприятие. Так же трещало там под нами сильно.
При этом центральная часть и часть которая ближе к трассам была покрыта бетонным настом.
По зоне 3: наиболее интересная левая часть от подъемника, подтверждаем :) но там тоже актуально предупреждение про спидрайдеров, они могут позволить себе залететь сильно дальше чем мы заехать, поэтому если повестись на их следы, то порадуете себя пешей прогулкой по глубокому снегу.
Не понял до конца как дела с солнцем, оно прямыми лучами вообще на трассы не попадает получается? большую часть дня катание в тени получается?
Мы были в Бонневале в начале января, т.е. в самое темное время. Фото http://www.powderday.ru/wp-content/uploads/2012/09/arseev_DSC_0242.jpg, например, сделано в 2 часа дня. Т.е. сколько-то солнца есть на трассах.
Но, конечно, курорт не самый солнечный.
[…] Bonneval sur Arc […]
[…] Bonneval sur Arc […]