Горнолыжный курорт Flaine входит в объединенную зону катания Grand Massif. Также в эту зону катания входят менее известные деревни Les Carroz, Samoens, Morillon, Sixt.
В среде горнолыжников и сноубордистов лучше всего прижилось Flaine (Флэн) в качестве названия этого региона. Поселок Flaine расположен в своеобразной чаше, в которую упирается дорога. Он является наиболее высокой из деревень, входящих в состав Grand Massif, и поэтому самой известной.
Этот курорт является неким переходным звеном от сверх-популярных монстров типа Шамони к «спрятанным жемчужинам». Flaine уже известен и российским туроператорам и многим русским туристам, но, тем не менее, он не занимает первых строчек ни в каких рейтингах. Таким образом, это курорт компромиссов.
Ценовой компромисс
Дневной ски-пасс на всю зону стоит 40 евро против 50 евро на курортах из ТОПов. При этом есть возможность покупки ски-пасса не на всю зону катания.
Проживание
Поселок Flaine производит удручающее впечатление. Это несколько рядов унылых многоэтажных серых гостиниц — все на одно лицо, и не вызывают никаких теплых ощущений. Чтобы добраться с одной улицы поселка до другой, надо проехать на наземном «косом» лифте, очередь на который может быть от 10 минут. А пешком спуститься/подняться почти нереально – улицы разделены крутыми ледяными техногенными склонами. Цены на жилье в поселке Flaine ни разу не сглаживают негативное впечатление от экстерьера.
Но! Никто же не заставляет жить во Flaine! Деревня Les Carroz d’Araches находится сильно ближе по дороге (ближе к автобану и ко всей остальной цивилизации). Если Flaine – это отстроенные здания специально под горнолыжников и сноубордистов в месте, в общем-то не предназначенном по рельефу к проживанию, то Les Carroz – это вполне естественное поселение, находящееся в широком месте долины. В этом поселке без труда можно найти недорогое проживания в аппартментах с кухней. В Les Carroz достаточное количество так называемых бюджетных аппарт-отелей, и в них можно без проблем поселиться за 20 евро с человека в день в высокий сезон (разве что не на Рождество).
Добираться до Flaine можно на автомобиле, автобусе или на канатке, а можно вообще покататься по трассам в Les Carroz.
Как обстоят дела с жильем в Morillon, Samoens и Sixt предстоит выяснить, но очевидно, что добираться из этих мест до высшей точки зоны катания уже непросто и небыстро.
Трассовый компромисс, или почувствуй себя в Шамони!
Если уж вы приехали во Flaine, не поленитесь подняться на точку Les Grandes Platieres (2480 м). С этой точки в солнечный день открывается вид на «мать всех курортов французских», Chamonix-Mont Blanc и, собственно, на сам Монблан. Как бы находясь в тени Шамони и Монблана, Флэн создал свой вариант прогулки по знаменитой Белой Долине – трассу Cascades. В отличие от Белой Долины, это именно трасса, и здесь не нужны ни обвязки, ни гид. Эта длиннющая трасса обходит всю зону катания с обратной стороны и заканчивается в деревне Sixt, из которой невозможно попасть домой не на автобусе или машине. Конечно, это именно экскурсия, причем для новых или свежеотремонтированных лыж – можете представить, какой уклон у такой трассы…
Во Flaine понравится любителям просторов, прямых и пологих трасс. В Les Carroz преобладают лесистые спуски. На трассах очень много катающихся.
Внетрассовое катание, тоже компромисс?
Данная схема ни в коем случаем не является руководством к действию, а служит лишь для оценки возможностей внетрассового катания в регионе. Любой выход за границы размеченной трассы должен быть осознанным, вся ответственность за возможные последствия ложится на вас.
Легенда внетрассовой схемы
Следует иметь в виду, что схема трасс изложена схематично и не всегда верно отображает рельеф. Схема плоская, а горы объемные, поэтому имеет место искажение масштабов, т.е. длины маршрутов на схеме совсем не пропорциональны длине проездов (особенно на схеме этого курорта!). На схеме умышленно не показаны маршруты линиями, так как внетрассовое катание не подразумевает конкретной трассы, а возможно в целых областях (зонах, склонах). Эти зоны (склоны) мы разделили на два типа – просто и сложно. Просто – это желтый цвет, сложно – оранжевый. 2 вида штриховки – классическая (маршрут доступен от подъемника) и крестиками (требует пешки 10-30 минут). Пунктир означает, что зона не видна на данной схеме
Да, это именно компромисс между количеством фрирайдеров, которых явно меньше, чем в Шамони или Вербье, количеством внетрассовых зон и высотой, на которой расположены зоны. Но прежде, чем раскрывать тему компромиссов, стоит сказать самое главное.
Катание вне трасс на склонах Flaine опасно, как катание на закрытом леднике!!! Конечно, при высоте пиков 2500 м и меньше нет никаких ледников, но вся «чаша» Флэна образована гладким известняком, испещренным глубокими и широкими трещинами. По своей структуре, а также по необходимым правилам безопасности структура этой породы полностью идентична структуре ледника. Конечно, трассы проложены так, чтобы не проходить над трещинами. Но шаг в сторону – и можно провалиться в самую настоящую глубокую трещину! Некоторые из них видны, некоторые видны плохо, а некоторые вообще не видны, особенно в плохую погоду – словом, все как на ледниках! Речь идет не о всей зоне катания, а только о «чаше» Flaine в самой правой части зоне катания – от подъемника Col De Plate до края, подъемника TK Aujon.
Отчасти по этой причине мы не отметили ни одной фрирайд-зоны в этой области. Но даже если бы не было трещин, фрирайд в этой чаше намного беднее, чем может показаться по схеме – все очень полого. Кстати, маленький уклон добавляет ужасов трещинам – из-за нехватки ходов их проблематично перепрыгнуть или проехать по снежному мосту на большой скорости.
Flaine пользуется популярностью у местных фрирайдеров. Бугельный подъемник Gers известен чуть ли не на всю Францию, или, может быть, Женеву – судя по толпе с широкими лыжами у посадки на этот подъемник по выходным. А пропускная способность у него очень низкая. Но, отстояв в очереди, фрирайдеры получают доступ к огромной по площади зоне под номером 4 (перепад 300-400 метров). Если вы попадете в это место после снегопада и не в выходной день в высокий сезон – то попадете в рай фрирайдера. Большой накат, разнообразный рельеф, достаточная протяженность и уклон, безопасность – словом, то что надо для комфортного несложного внетрассового катания. Получается, один подъемник обслуживает целый амфитеатр, с которого начинается долина. Если вы не хотите заночевать на дне этой долины – не опоздайте на подъемник Gers!
Катаясь по зоне 4 от подъемника Gers, невозможно не заметить величественную стенку, отмеченную на схеме цифрой 1.
Не часто можно встретить такой рельеф, доступный непосредственно от подъемника! Бугель Veret поднимает на точку, с которой можно поехать раскатывать целину в три стороны. Наибольший потенциал у зоны 1 (перепад 300-400 метров). Будьте аккуратны в этой зоне, там очень лавиноопасно! Склоны заканчиваются отнюдь не на широком конусе, а в кулуарах и кустах. Даже небольшая лавина может очень плохо закончиться. Мы рекомендуем не кататься в этой зоне без гидов. Кстати, гиды смогут показать вам проезды там, где кажется что есть только скальные сбросы – на схеме эти невидимые глазом с подъемника Gers спуски обозначены пунктиром (на фото их нет). Они начинаются с точки Grands Vans. Туда – только с гидом.
Также от подъемника Veret можно спустить по зоне 2 (перепад 300 метров). Эта зона видна с большинства трасс Flaine – сначала даже не верится, что к этим чудесным спайнам (ребрам) можно попасть на подъемнике. Склон южный, высоты небольшие — поэтому снег на этих ребрах лежит неоднородный и неоднозначный. Линию спуска надо просчитать очень точно — левая орографически часть склона заканчивается сбросами.
Если же вы поднялись на Veret, но зны 1 и 2 кажутся слишком сложными, опасными и неочевидными, спуститесь по коротенькой и совсем очевидной зоне 7 (перепад 100-200 метров).
На точку Grands Vans (2204 м) поднимают сразу два скоростных подъемника, идущих из разных небольших долин. Подняться на эту точку от парковки можно минут за 15 – экспресс! Добавить бы ей еще и высоты, все-таки 2200 метров это мало для Альп… К сожалению, все внетрассовые зоны во Flaine имеют верхние точки на уровне не выше 2200 м. Но вернемся к нашим экспрессам, поднимающим на точку 2204. С этого места начинается длинный, узкий и очень красивый хребет.
Хребет имеет протяженность около 1000 метров, именно он вынуждает автомобильную дорогу закручивать серпантин, и залезать, а потом слезать на перевальчик между Flaine и Vernant. По всему хребту, точнее, по самому верху левого (если смотреть в сторону дороги) склона идет траверс, не всюду проходимый «накатом». Почти из любой точки этого траверса можно спуститься как налево, так и направо. Спуски налево имеет перепад высот не более 100 метров, поэтому их мы не берем в расчет. А вот справа (зоны 3 и 3′) открывается «Красная Поляна» — крутой старт, до 50 градусов (да-да, именно 50, снег на этих склонах держится с трудом и только благодаря кустам), а затем выполаживание, и потом еще один скальный пояс с неочивидными проездами и густыми кустами. На самом деле, можно найти и простой вариант спуска в зонах 3 и 3′, но надо хорошенько просмотреть второй скальный пояс из низа долины. Эта зона имеет северную экспозицию, благодаря чему снег остается «паудером» максимально долго время. Зона 3 раскатывается быстро – она не требует пешки и почти не требует траверсов. Зона 3′ (перепад 200-300 м) – это все та же стенка, но просто надо подольше проехать траверсом, и местами подняться лесенкой. Она раскатывается очень долго, потому что имеет невероятную ширину. Но густые кусты в лесу, возможно, могут испортить восторг райдера от этих спусков, особенно в малоснежные годы.
Прямо напротив, на южной стенке маленькой долины – зона 6. Она с таким же перепадом, но с минимумом растительности. К сожалению, южная экспозиция означает соответствующий снег – быстро уплотняемый, быстро растапливаемый, а в этом месте еще и быстро раскатываемый. Короче, паудер в зоне 6 встретить непросто! Осталась последняя зона, номер 5 – это очевидные спуски рядом с подъемником, коротенькие, своеобразные, быстро раскатываемые.
Зона катания Les Carroz располагается еще ниже, чем Flaine. Мы ее видели только в нижней части – густой, вряд ли проезжаемый лес на непозволительно низкой для Альп высоте. К сожалению, хорошего леса для катания нам найти не удалось. На курорте Flaine огромная проблема для фрирайдера – нечего делать в день снегопада! Как только исчезает видимость, кататься становится негде, даже если на склонах лежит пухляк!
Сухой итог
Как было сказано в начале, Flaine – это компромисс. Из плюсов – наличие прекрасного, правильного и логичного рельефа. Почти весь фрирайд доступен без пеших походов. Умеренные цены на ски-пасс и на проживание.
Минусы – отсутствие лесного катания; сравнительно маленькие высоты, сильно сокращающие сезонность курорта; наличие трещин в одной части горнолыжного курорта, или, правильнее сказать, карстовых разломов; очень большое количество отдыхающих из Женевы, особенно в выходные.
Если повезет со снегом и солнцем – катание будет незабываемым!
Данная схема ни в коем случаем не является руководством к действию, а служит лишь для оценки возможностей внетрассового катания в регионе. Любой выход за границы размеченной трассы должен быть осознанным, вся ответственность за возможные последствия ложится на вас.
Легенда внетрассовой схемы
Следует иметь в виду, что схема трасс изложена схематично и не всегда верно отображает рельеф. Схема плоская, а горы объемные, поэтому имеет место искажение масштабов, т.е. длины маршрутов на схеме совсем не пропорциональны длине проездов. На схеме умышленно не показаны маршруты линиями, так как внетрассовое катание не подразумевает конкретной трассы, а возможно в целых областях (зонах, склонах). Эти зоны (склоны) мы разделили на два типа – просто и сложно. Просто – это желтый цвет, сложно – оранжевый.
2 вида штриховки – классическая (маршрут доступен от подъемника) и крестиками (требует пешки 10-30 минут).
Куда податься еще?
В первую очередь — в Шамони! Полсотни километров преодолеваются без труда, потому что половина дороги — автобан, почти вплоть до самого Шамони. Все-таки культовое место! Прямо рядом с Шамони находится Межев — но это уже точно не для фрирайда.
Если поехать в другую сторону от города Cluses, то можно приехать в огромную зону катания Port Du Soleil (Avoriaz, Morzine, Les Gets и т.д.). До Авориаза на машине уже далековато, учитывая серпантин в конце, а Морзин и Ле Же поближе.
Прогноз погоды во Flaine и вебкамера.
Фото: Андрей Арсеев и Виктор Крутянский.
Автор: Михаил Крутянский
Комментарии