Интервью с Мишей Крутянским для Freeskiermag

30.12.2010,

Как-то, после очень удачного катального дня на Чегете, Антон DEVIL Лалабеков загорелся взять у меня интервью для нового онлайн журнала Freeskiermag. А мне было, что рассказать, поэтому разговор оказался продолжительным.

Mike Krutyansky

Миша Крутянский примерно там же, зона 2

— Привет, Миха! Начнем традиционное интервью с новым персонажем фриски-сцены. Кто таков, откуда взялся, чем занимаешься, как давно катаешь?

— Привет. Я одна из жертв опасной для сознания магии горных лыж и гор… Родился и вырос в Москве. На вопрос, чем занимаюсь, отвечаю просто – катаюсь! С недавних пор большую (ударение на 1-й слог) часть своих сил направляю на осуществление мечты — кататься на широких лыжах в горах. Кататься много и хорошо. На лыжах я стою лет с шести, точно не помню.

— Все ясно, ты, значит, уже зомби! С шести лет просто катался или у тебя есть какой-то спортивный багаж? Ну и, конечно, главный вопрос — кто подсадил тебя на этот наркотик?

— У меня нет спортивного багажа. Раньше я переживал из-за этого, а сейчас уже не кажется, что это — большое упущение. А http://www.elitesport.com.ua/catalog/16/kardiotrenazheri/begovie-dorozhki-dom никогда не помешают в любом возрасте.

С 6 до 17 лет у меня не было непреодолимой страсти к лыжам. Я просто иногда катался в Москве, Подмосковье и раз в год в горах. Все это я делал вместе с родителями и спортивной бабушкой. Может, они и подсадили? Правда, я думаю, они не обрадуются этому факту…

Миша Крутянский

— Следуя логике, после 17 лет в твоей голове что-то поменялось, и ты начал испытывать непреодолимое желание кататься на лыжах и, как я понимаю, гонять именно в горах? Что послужило толчком?

— Да, именно в горах, и именно в 17 лет. Я помню этот момент очень хорошо. Впервые организовал поездку сам, и с девятью друзьями поехал в Приэльбрусье. Было немного заработанных денег, и мне все еще помогали родители. Мы нашли дешевое проживание в общаге в Терсколе и весело провели две недели в горах. Чтобы укататься по максимуму, мы садились в 8 утра в первый вагончик на Эльбрусе, делали полтора спуска и ехали на Чегет кататься до закрытия канаток.

Катались по трассе и рядом с трассой, а на Чегете — по «Доллару». Прыгали со всех возможных кочек, пытались брать грэбы… Именно в этой поездке я узнал слово «фрирайд», увидел лучшего на тот момент фрирайдера России и поменял мировоззрение.

Очень интересно, как ты заработал первые деньги и как зарабатываешь сейчас, чтобы иметь возможность ездить в горы?

— Первая работа была курьером, вторая — расклейщиком объявлений. Это в школе. На первом курсе я решил поработать по специальности, думал, это отличная перспектива. Занимался моделированием систем вентиляции аэробусов, звучит, может, круто, но получал я пять тысяч рублей в месяц, сидел в офисе по полдня за компом…

Сейчас я работаю инструктором по скалолазанию на скалодроме «Скала-Сити» — это первый этаж клуба «Точка отрыва»: заходите в гости! Этой осенью был координатором нового скалодрома на «Теплом Стане» — занимался запуском в эксплуатацию. Иногда, вечерами, слежу за контентом автомобильного сайта. Все это я делаю с основной целью — ездить в горы и не только с лыжами.

Миша Крутянский

Ага, значит, помимо работы ты еще и успевал учиться, где, как и с какими успехами?

— Я учился в МГТУ им. Баумана и получил степень бакалавра летом 2009 года. Время в институте — это самое неприятное и даже противное время моей жизни… Жить от поездки до поездки — это сущий кошмар. Давай не будем об этом!

Хорошо, как скажешь! Итак, давай вернемся в горы. После того как изменилось твое мировоззрение, на чем ты сосредоточился и как происходило твое становление как райдера?

— Я стал мечтать. Возможно, это и есть ключ к успеху? Сейчас я достиг в чем-то большего, чем мог позволить себе мечтать…

Мечтал проводить зиму в Приэльбрусье. Работать гидом или инструктором, не важно, главное, чтобы побольше времени проводить в Приэльбрусье, в горах! На следующий год я купил свои первые фрирайдовые лыжи и поехал кататься на Чегет. Весь год перед этим изучал теоретическую базу, смотрел фильмы, в общем, культура фрирайда начала меня поглощать. В Приэльбрусье я отдавал последние деньги гидам (Кириллу Анисимову и Мише Кириллину), но получал намного больше. Не только удовольствие, но и опыт. В отличие от большинства клиентов, я всеми силами старался получить максимум информации и запомнить рельеф Чегета.

Еще через год я взял академический отпуск, заработал осенью денег и уехал кататься в Приэльбрусье на февраль и март. Поучаствовал в соревнованиях по фрирайду в Приэльбрусье и Хибинах. В Приэльбрусье в полуфинале стал пятым — это был прорыв! Но в финале упал и стал последним. В Хибинах выиграл мой хороший друг — Леша Биногеров, а я опять упал в финале и стал восьмым.

Что давали тебе соревнования, есть ли в тебе жажда славы или ты альтруист и тебе просто важен сам процесс катания? Что скажешь о судействе на наших фрирайд-контестах?

— Я думаю, во мне, как и в большинстве людей, присутствует желание стать известным. Мне хотелось познакомиться с крутыми райдерами-«богами», понять свой уровень — ведь это были мои первые соревнования по фрирайду. Когда мы выступаем, речь не идет о катании ради катания… Выступают всегда с какой-то целью. И для меня основная цель — это прогресс в катании. Сейчас, когда я выступаю на европейских соревнованиях, для меня самый главный результат — поиск наиболее верного пути совершенствования.

По результатам этого года я удостоился спонсорства одежды для фрирайда Halti. Про судейство я не люблю рассуждать, как и про политику… Пусть судьи судят, а мы катаемся. Судейство должно подстраиваться под райдеров, а не наоборот.

Фрирайд на Эльбрусе

Соревнования Elbrus Open. Фото: Наталья Лапина

В прошлом сезоне ты попал на европейскую фрирайд-сцену, что для тебя стало открытием, что порадовало, а что, наоборот, разочаровало?

— Скажу банальность — порадовал уровень европейских райдеров. А также то, что проезды не являются заоблачно недостижимыми. Но чтобы попасть в десятку даже в квалификации, необходимо иметь соревновательный опыт и, как ни удивительно, довольно серьезную дисциплину в катании. Проезд «абы как» или «как пойдет» не может понравиться судьям даже теоретически, пусть там и будут сильные прыжки. Самое главное на этих соревнованиях — это флюидность, то есть непрерывность движения. Если райдер сбился с пути или постоял перед дропом — он в лучшем случае 20-й.

Также порадовал хороший уровень организации и прекрасное отношение к спортсменам. Не понравилась жесткая фиксация по датам — некоторые соревнования проводились за два дня без каких-либо запасных дней на случай непогоды. Квалификация во Флейне (Франция) превратилась в полный фарс из-за выбранной трассы в день снегопада.

Monterosa Mystic Xperience

Соревнования Monterosa Mystic Xperience

Помимо прыжков и флюидности имеют ли значения трюки? Насколько они важны, что в приоритете сейчас у европейских фрирайдеров и насколько тебе интересен нью-скул, как в парке, так и бэккантри?

— Больной вопрос Я люблю трюки, мне кажется, они украшают фрирайд. На соревнованиях по фрирайду ценят трюки с большим пролетом — 360 на кочке или фронт с небольшого дропа (как было в моем случае в Швейцарии) баллов не принесут.

Для дальнейшего прогресса мне надо тренировать трюки в парке. Я могу прыгнуть бэк, фронт и 360, но не стабильно и с небольшими пролетами. Кроме того, хочу научиться делать и более сложные вращения с рельефа, мечтаю сделать флэтспин с пролетом метров 20. Но я не могу прыгать в парке зимой в горах, я пробовал! Вокруг стоят горы, море рельефа, душа не выдерживает, я запрыгиваю на самый верхний подъемник и уезжаю из парка на дропы. Так что буду стараться отводить летние месяцы на парки в Европе.

А бэккантри нью-скул — это отличный выбор в день выключенных канаток или просто плохих условий для катания. Пока что я мало прыгал в пухляк, но уделил бы этому больше времени!

backflip

— Ты молод, но выбрал путь фрирайдера, а не нью-скулера. Можешь проанализировать, почему для тебя катание имеет больший вес, чем трюкачество?

— Похоже, таков мой характер… Я и в каякинге не занимаюсь фристайлом, только сплавом, то есть фрирайдом. Мне нравится природа, я люблю рельеф. Это трудно объяснить, какое удовольствие может доставить скольжение во всех плоскостях одновременно! Как здорово иметь возможность заложить дугу в любой момент на любой поверхности… Ну и самое невероятное — сделать серию дропов, устояв между ними и не потеряв скорость. А потом посмотреть наверх — какую скальную стенку ты преодолел.

В нью-скуле совсем другая идеология, я для себя его рассматриваю как возможность прогрессировать во фрирайде. Не люблю почти половину нью-скульных трюков, например, почти все с приземлением в свитч. А также вращения с вертикальной осью. Но я все равно буду их делать, чтобы расти.

Прекрасно, что ты обосновал все так четко и грамотно, наверное, за это мы и любим лыжи — выбор есть всегда, и он огромен. Давай отойдем немного от лыж и поговорим о каякинге. Например, как давно ты сплавляешься, какой стаж, какие речки ходил, с чего начинал?

— Как и большинство каякеров России, начинал я с туризма, опять же вместе с родителями. Самостоятельно стал тренироваться в каякинге с 14 лет, это были выезды в Ленинградскую область и на Украину и походы летом в Карелию и на Алтай. В 17 лет я поехал в первый каяк-тур на Кавказе. Очень быстро последовали следующие туры на Кавказ, а затем и Норвегию. Четыре года я проводил не меньше месяца летом в Норвегии, сплавляясь по самым различным типам рек: водопады, крикинг (малый расход), big volume (большие реки). Норвегия — это один из лучших регионов в мире для сплава.

С этого года мы с друзьями будем обучать желающих научиться круто сплавляться. Наш сайт — ww-school.ru.

У меня есть целая теория, отождествляющая фрирайд на снегу и фрирайд на воде. Когда я буду старым, напишу романтическую статью об этом!

kittelbreaker_Rjonde

Не хочется прокатиться на каяке по горному рельефу (думаю, ты видел видосы буржуев, зажигающих фрирайд в лодках)?

— Да-да, видел! Очень даже хочется… Но, в общем-то, это извращение, и жаль тратить на это хороший снежный день.

Помимо того что ты и каякер и лыжник, ты тренируешь людей на скалодроме. А на естественном рельефе лазаешь?

— Раньше лазал, но сейчас не хватает времени. Вообще-то это тоже очень интересно, но в жизни — не разорваться. В этом году я хочу съездить на скалы, тем более что это совсем дешево. Но и заработать денег на лыжный сезон тоже надо.

Можешь оценить степень риска в каждом из увлечений и как ты подходишь к безопасности?

— Скалолазание — это самое безопасное из моих увлечений. Во фрирайде и каякинге все сильно зависит от конкретного рельефа, снега, уровня воды в реке. Статистика говорит, что каякинг намного опаснее фрирайда. Мое мнение такое же. Безопасность стоит на первом месте при планировании конкретного спуска или же реки. Но очень часто приходится класть на разные чаши весов безопасность и удовольствие. Чем более интересен рельеф, тем он опаснее. Чем выше дроп и чем мягче снег на приземлении, тем больше нагрузка на нестабильный слой. В каякинге зависимость еще более очевидная — чем спортивнее река, тем она опасней. Мне не нравится такой выбор. Зачастую чаша удовольствия перевешивает.

Ты готов к скрытым угрозам? Что ты скажешь о лавинах – на Чегете их хватает…

— Запросто. Почти каждый проезд по паудеру в Северном цирке Чегета — это осознанный риск. При резком потеплении может сойти произвольная лавина, всегда может что-то приехать от «Куриной лапы», спровоцированное чьим-нибудь проездом или обломом карниза…

В идеале райдер должен быть постоянно готов к тому, что он может спровоцировать лавину. Должен понимать объемы этой лавины и направление движения. Соответственно при выборе линии надо знать все пути отхода, а также время, за которое надо уйти. Если ты попал в лавину, спровоцированную собой, это не что иное, как роковая ошибка, что и произошло со мной прошлой зимой.

— Что помимо увлечений, которые мы обсудили, тебя интересует в жизни?

— Это коварный вопрос! Я так много времени и сил трачу на эти три увлечения, что мне не остается времени на остальное. Да и нужно ли оно, это остальное? Что-то я делаю на автомате, как житель планеты Земля (кто-то это называет интересом, но я не могу так сказать). Я много времени провожу за рулем, обсуждаю с друзьями тачки, но разве это сравнится с горными лыжами?

Еще у меня есть девушка, которой я благодарен за то, что она меня такого терпит. И даже помогает во всех моих увлечениях.

Фото: Андрей Арсеев, Наталья Лапина, Алексей Кузнецов

Метки:



Добавить комментарий