Непонятно, когда заканчивается сезон у ужаленных в одно место фрирайдеров. Непонятно, когда эти фрирайдеры вынимают на время жало оттуда и располагают свободным временем. Но каким-то чудом нам удалось поймать самую ужаленную российскую фрирайдершу, как раз когда жала не было на своем месте. И это время так здорово совпало с концом фрирайд сезона у большинства.
Что скрывать, мы не первые и не последние, кто пожелал рассказать всем о том, как катается Ане Ханкевич. Поэтому мы решили не углубляться во всем известные факты, а спросить что-нибудь не самое простое и очевидное. Хотя, конечно, без банальностей не обошлось
PowderDay: Аня, когда и где ты родилась?
Аня Ханкевич: в России в Москве 26 сентября 1979 года
PD: Ты застала кожаные ботинки?
АХ: Не, про кожаные ботинки мне только бабушка рассказывала, равно как и про трикони-). Но мое первое снаряжение ушло недалеко от кожаных ботинок. В секции выдавали. Крепления такие русские, пятка из двух пружин состоит, как они назывались… Нева-2, кажется. Лыжи Тиса и ботинки с задним входом. И все это передавалось из поколения в поколение, до меня на комплекте каталось человек 10, не меньше
PD: К какому поколению ты себя относишь? Брезентовые бугеля, топтание трассы лесенкой?
АХ: Мне сложно относить себя к какому-то поколению. Из-за большого перерыва в катании я как-будто начинала заново, второй раз — а тогда уже были и твины, и толстолыжи, и креселки.
PD: А, значит все-таки причисляешь себя к поколению широкоштанных. Тогда расскажи, что значат широкие штаны в твоей жизни
АХ: Широкие штаны — это самый главный элемент техники катания!!! Многие говорят, что у меня хорошая горнолыжная техника — но всё это благодаря широким штанам. Этой зимой я попробовала один день прокатиться в костюмчике, который сидел по фигуре. Было ощущение, что я катаюсь голой! Ужасно неудобно: малейшие движения (как правильные, так и не правильные) сразу становятся видны! То ли дело широкие штаны — иксуй колени сколько хочется – все равно никто не увидит…
PD: Вот оно что! У Марка Абмы тоже секрет в этом?
АХ: Про Абму не знаю — но вот Олсон тут начал катать в обтягивающем комбезе — так у него все в порядке…
PD: А у тебя никогда не возникало желание оттянуться на вешках? Олсон покорил сердца почти всех горнолыжников своим неожиданным переходом в слалом-гигант. Уверен, у тебя поклонников тоже прибавилось бы.
АХ: уже думала об этом… Но есть несколько «но». Во-первых, нехватка времени — сейчас почти все мое время уходит на фрирайд, даже не остается возможности попрыгать в парке, что мне нравится гораздо больше, чем трасса. Во-вторых, если б я и занялась этим — то только с целью работы над техникой катания вообще, а не с целью покорять сердца.
PD: А тебе вообще нравится покорять сердца? Ведь покоряешь, не секрет
АХ: Ух.. сложный вопрос. Я сама себя часто спрашиваю — если бы была возможность просто кататься, не заботясь о своем продвижении и саморекламе… Ну то есть если бы у меня был неограниченный счет в банке, и не надо было бы сниматься и писать всякие интервью — то как бы я жила? Просто каталась бы в свое удовольствие, или все-таки снималась — соревновалась?
PD: Да-да, вопросы я тоже горазд задавать. Давай ответы )
АХ: Ответ будет таков. Я бы больше каталась сама, без съемок — отчетов. Но в соревнованиях я бы участвовала просто потому, что мне это интересно. Но тогда бы я участвовала только в тех соревах, в которых хочу участвовать. Возможно, я бы выступала хорошо, тогда я все равно бы была известна публике — но наверное в меньшей степени.
То есть увеличение известности — это то, что сопровождает рост мастерства. Вопрос в пропорции этих двух процессов. Мы (прорайдеры на бюджете) должны помогать росту известности всеми силами. Но надо быть осторожным, чтобы известность не обогнала мастерство, как случается иногда с некоторыми райдерами-))) Какими — не отвечу!!! Сам догадаешься.
PD: Знаешь ли ты таких, кто катается в свою удовольствие с увесистым счетом в банке, и при этом известен своими достижениями?
АХ: Нет… кажется нет… Но я знаю замечательного фотографа, чьи фото украшают это интервью.
PD: А в видео снималась бы, если бы не было такой необходимости?
АХ: Сейчас я снимаюсь по нескольким причинам. Во-первых, это, конечно, продвижение себя, любимой. Но также лыжное кино — это продвижение фрискиинга в целом в нашей стране. И третья причина съемок заключается в том, что мне самой приятно посмотреть и вспомнить. Ведь самые обычные катающиеся люди берут в недельный отпуск в горы фото- или видеокамеру — чтобы запечатлеть себя для воспоминаний. Вот из этих побуждений я бы снималась в кино.
Но я не вполне довольна имеющимися видео с моим участием. Причины разные при работе с разными компаниями. Для того, чтобы быть полностью довольным результатом — надо чтобы кино было твое -) Ну то есть если бы у меня была куча денег — я бы снимала свое кино, с теми райдерами, операторами и монтажерами, которых я хочу видеть.
PD: Получается, ты бы этим двигала фрискиинг в России в целом. Значит ты патриотка?
АХ: С одной стороны, я нежно люблю свою страну. История, культура, язык — я не мыслю себя в отрыве от этого. Но с другой стороны, сейчас, когда у меня есть месяц свободного времени — я предпочитаю провести его не в Москве, а в Швейцарии. Получается, что я амбулаторная патриотка, а не стационарная.
Удобно любить Россию и продвигать Российский фрискиинг, находясь при этом не в России.
В России снимается половина или даже меньше половины сегментов видео.
Участвовать в Российских соревнованиях я не хочу, предпочту участвовать в европейских…
Но при этом я патриотка-))))
Сложно получается… Но в России можно развиваться до определенного потолка (я имею ввиду развиваться в лыжах). Причем этого потолка достигаешь быстро, а дальше — если хочешь роста — надо двигаться в сторону европейской арены. Но получается, что российские спонсоры не заинтересованы в таком движении, им важнее шумиха вокруг моей персоны в рамках России. А европейским спонсорам не нужен российский райдер — потому что уровень значительно ниже… Вот и получается дилемма — либо топтаться на месте, оставаясь в России, и просто поддерживать свой статус, либо рисковать и уходить на международную арену, рискуя потерять всю материальную поддержку, да и известность тоже.
Простой пример с соревнованиями. Я могла поучаствовать в Поляне и с большой долей вероятности быть первой. Об этом бы знали все. Вместо этого я участвовала в Nendaz и была там четвертой. То, что это круто для меня — понимаю только я, ты и еще несколько человек в России.
PD: А ты посмотри на вещи с другой стороны, бедный Орельен Дюкро, как же ему прогрессировать?
АХ: Когда я дойду до его уровня, тогда и отвечу тебе на этот вопрос.
PD: Получается, для себя ты уже решила — рисковать и стремиться на мировую арену. А я тут перетру со спонсорами, чтобы они тебя ждали обратно, если вдруг тебе утрут нос норвежски, шведки, новозеландки и прочие )
Что ты сама ждешь от этого шага? вообще, как ты оцениваешь свою динамику?
АХ: Конечно нос утрут-))) Постоянно делают это-)))
Каждый раз возвращаюсь с соревнований с легкой депрессией «блин, я никогда не буду катать как они!» Конечно, уровень очень высок. Но, с другой стороны, именно это меня и мотивирует…
PD: Но у них-то нет этой пропасти между национальным и мировым уровнем, а у тебя в планах сделать рывок. А вдруг прыгнешь сразу выше них?
АХ: Нет, это не возможно. Как в моем любимом анекдоте. «Спонсор сборной России по футболу — Балтика Безалкогольное — Надо трезво оценивать свои шансы!» Трезво оценивая свои шансы — я буду твердым середнячком. Опыт показывает, что в двухзвездочных соревнованиях я могу надеяться на призы, но не более. А дальше начинается вопрос везения.
Вообще, весь соревновательный фрирайд — это вопрос везения, удачи. Пока у меня тактика пенсионерская — я еду надежно, особо не рискуя — соответственно не падаю. Если упало девочек больше — я на хорошем месте. Если все решили надежно проехать — я на плохом, потому что мой уровень ниже.
PD: Вопрос назрел — чем же они круче? Пока что девчонки на соревнованиях по фрирайду трюки не прыгают и не думают. Техника вряд ли лучше твоей, или мы не видим за широкими штанами?
АХ: Они (я имею ввиду элиту)
- едут быстрее и агрессивнее — у многих за плечами гораздо больший опыт трассовых соревнований;
- прыгают более амплитудные прыжки;
- лучше читают рельеф — это опыт катания;
- лучше едут в условиях сложного снега — это накат «поговнам». Я в сезоне много времени трачу на съемки — а для съемок всегда стараются выбрать хороший снег, пухляк без следов. Соответственно, у меня мало наката по разбитому снегу, корке, льду и прочая. Что с этим делать? Возникает естественный вопрос.
PD: Да, расскажи свой спорт-план.
АХ: Спорт-плана нет-) Проблема в том, что у меня нет тренера, который помог бы мне его составить и следил бы за выполнением. Нет человека, который помог бы советом, как тренироваться и в каком направлении двигаться… Вся имеющаяся информация касается трассовых дисциплин, а поскольку фрирайд неолимпийский вид спорта — у нас нет ни команды, ни тренеров, сборов и прочих необходимых в спорте вещей. Остутствует государственное финансирование. Так что мне приходится действовать наугад, методом проб и ошибок…
Если кто-то из аудитории PowderDay готов помочь советами — буду крайне признательна.
PD: Скорее ты можешь им всем помочь
АХ: Не, реально — не хватает инфы. Я думала в библиотеку РГУФКа записаться.
PD: Может быть, это и хорошо, что во фрирайде нет всей этой спортивно-официальной атрибутики?
АХ: У любой медали есть две стороны. С одной стороны — было бы замечательно не думать больше о деньгах-спонсорах, числиться в команде и ездить по сборам-соревнованиям, сосредоточившись лишь на тренировках.
Вот например сейчас — я могу пойти побегать, но сижу печатаю интервью… То есть мне конечно приятно и интересно, но деятельность, связанная с менеджерской работой — планирование поездок, написание отчетов, ведение блогов и прочее — занимает очень много времени, которое можно было бы потратить с большей пользой.
Но с другой стороны — отсутствие официализма предоставляет больше свободы. Сам выбираешь, что делать, сам же пожинаешь лавры или отвечаешь за провал. К тому же, насколько я знаю наш официальный спорт — у нас всё через одно место… И квалификация тренеров временами сомнительна, и те каналы, куда уходят финансовые влияния — не всегда чисты…
PD: У тебя были провалы?
АХ: Конечно. Главным провалом этого сезона я считаю один кулуар в Alpe d’Huez, который я просто сошла лесенкой, не в силах заставить себя повернуть хотя бы раз.
А в целом за карьеру я считаю провальным выступление на соревнованиях на Эльбрусе в 2008. Я могла тогда выступит хорошо, но из-за недостатка опыта потеряла лыжу.
Ну и конечно в глубоком минусе моя фристайл-составляющая. Можно отговариваться недостатком времени — но как известно «Тот, кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет оправдания»
PD: Должен ли твой кавалер кататься на лыжах?
АХ: В этом вопросе я категорична — должен! Причем должен кататься очень хорошо, лучше меня. Я поясню на абстрактном примере.
Любой человек для меня может быть или парусом — с помощью которого я двигаюсь вперед, или якорем — который тормозит меня. Поскольку я пока не хочу вставать на вечный причал, обзаводиться семьей и прочее, и я уже имею один большой парус в виде моей страсти к горным лыжам, я хочу, чтобы и человек, который со мной рядом — также был дополнительным парусом для меня. А если он не будет кататься, или будет кататься плохо — меня будет разрывать между желанием остаться с ним или двигаться вперед.
PD: Расскажи про свои взаимоотношения со спонсорами.
АХ: С прошлого сезона я катаюсь в одежде Columbia, и мне эта одежда нравится — она удобная и функциональная. Я тестировала всё свое снаряжение в течении сезона в самых разных условиях и осталась им очень довольна. Спасибо компании Спортмастер за предоставленную одежду, а также за возможность реализации интересных проектов. Это звучит официозно, но это правда! Моя жизнь наполнена путешествиями и интересными событиями благодаря их поддержке!
Уже три сезона — то есть с самого начала моей профессиональной карьеры в лыжах — я катаюсь на лыжах Amplid. Я очень рада, что мы начали сотрудничать, произошло это давно, когда у меня не было никаких достижений, был только потенциал… Но в меня поверили, за что я очень признательна.
Тогда Amplid только выходили на Российский рынок и были мало известны у нас. Теперь эти лыжи можно встретить повсюду (когда я приехала в Ергаки, первые две пары, которые я увидела — были Amplid-)) Я надеюсь, что в этом продвижении есть частично и моя заслуга.
Также для меня очень важно сотрудничество с магазином Амплитуда (Ampshop.ru). Это мои хорошие друзья, которые поддерживают меня во всех моих начинаниях, временами весьма спорных и сомнительных. Благодаря им я имею возможность реализовывать себя тем образом, каким считаю нужным.
И, конечно, для меня большая честь, что с этого сезона я вхожу в международную команду Julbo. Это сотрудничество крайне важно для меня, поскольку качество оптики играет огромную роль в катании.
А также мне хочется выразить благодарность всем людям, с которыми я общалась на протяжении сезона. Спасибо Вам за поддержку и помощь!
PD: Аня, ведь тебе уже за 30, как ты смотришь в свое будущее? Есть ли в нем гармония?
АХ: Честно говоря, я особо не смотрю в будущее. Точнее, я не смотрю в далекое будущее. Вовсе не потому, что я его боюсь. Просто времени не хватает туда посмотреть — гораздо больше мыслей по поводу ближайшего будущего — следующего сезона.
А про далекое будущее есть у меня твердая уверенность, что все будет хорошо… Я считаю себя счастливым и везучим человеком. Кроме того, у меня уже есть опыт полной перемены образа жизни. На это временами сложно решиться, но когда сделаешь первый шаг — дальше уже гораздо легче и интересней. Поэтому я не боюсь того, что все сильно изменится через несколько лет..
И могу свою любимую цитату привести в пример.
«Сказали мне, что эта дорога меня приведет к океану смерти, и я с полпути повернул назад. С тех пор все тянутся передо мною кривые, глухие, окольные тропы…»
Это Стругацкие. Так вот, я не хочу окольных троп в любом случае.
Фотографии: Андрей Британишский
Ань, в этом году не было женского этапа в Красной Поляне!)
Анютка, умничка. Было очень приятно покатать с тобой в этом году в Поляне =)))
«Если кто-то из аудитории PowderDay готов помочь советами – буду крайне признательна»
Какое-то время назад я высказался на фейсбуке о технике российских фрирайдеров, мы даже что-то пообсуждали, и я совершенно не ожидал что мои мысли перекликаются с идеями лучших фрирайдеров нашей страны. Ура.
Анют, всегда к твоим услугам. Я знаю что и как тебе потренировать, могу составить план тренировок, следить правда не получится, хотя можно тоже по видео организовать.
Британа засветили аки лигарха))
А что за неподдавшийся кулуар в Хуезе? Под вагоном мармотт3?
Интервью интересное. Спасибо!
да там лесенкой только на блейдах можно спуститься….
Ага, именно он. Фото тут
http://www.facebook.com/media/set/?set=a.1805297692035.2091635.1227670936
И не то чтоб он был такой ужасный, просто я плохо еду по сложному рельефу-(
отличное интервью! а у алигарха Британишского- отличные фотки:)
Штаны это даааа!
Сразу вспомнил, как на инструкторских любимые шаровары заставляли на коленях веревочкой заматывать — чтобы высокой комиссии виднее было :)))
«Известность, обгоняющая мастерство» — фильм «Территория снега» наглядно иллюстрирует этот тезис…
Анька, ты круче всех, вот честное-пречестное слово! ;)))
Анюта! Так держать! Желаю тебе успехов во фрирайде, расти и прогрессировать в этом виде спорта!