Интервью с Игорем Комаровым, часть 1: «Хороший райдер – старый райдер»

03.02.2011,

Мы думали, с какого человека должна начинаться серия интервью с российскими фрирайдерами от Powderday.ru? Ответ пришел быстро — пожалуй, с того, кто стоит горой почти за всех российских райдеров. Нельзя сказать, что с Игоря начался российский фрирайдинг. Но именно этот человек внес, и по сей день вносит огромный вклад в воспитание культуры человека, пожелавшего выйти за границы размеченных трасс. В настоящее время Игорь Комаров проживает в Терсколе, работает в лавинной службе, но кроме этого он тесно связан с миром фрирайда. Многие знают, что, находясь на отдыхе в Приэльбрусье, в один из вечеров стоит отказаться от посещения чегетского бара и посетить лекцию по лавинной безопасности. Ну, а те, кто не знает — знайте :)

Но хватит вступления, дадим выговориться Игорю! Представляем вам тот вариант интервью, который пожелал оставить без изменений сам Игорь.

Игорь Комаров

Игорь Комаров

Игорь, добрый день!

Начнем с банальности, такой провокационной в вашем случае. :) Сколько вам лет?

Мы молоды настолько, насколько гибок наш позвоночник. Приходите, поглядим, у кого гибче (позвоночник) J А вообще – родился в год эпохального выступления Хрущёва на ХХ съезде Партии и Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.

Расскажите, как вы в первый раз попали в горы? И когда для вас снег и горы стали офисом?

Едучи на такси через Крестовый перевал из Пятигорска в Тбилиси. Года в два. А вечный снег у меня был виден с крыльца родного дома в Пятигорске – северные склоны Эльбруса (сейчас орех разросся и закрыл Гору). Когда начал ходить в школу – так и вовсе весь ГКХ – как на ладони. С 14ти лет – инструктор по горному туризму, в 15ть – значок «Альпинист СССР», в 16ть – дважды выполненный 3й разряд по альпинизму. И понеслось…

«стали офисом…» — это когда деньги за пребывание в горах стал получать, причём, в виде ПОСТОЯННОГО и ОСНОВНОГО заработка? – Тогда – с 1979г. (право, люди столько не живут(((()

Сколько дней в своей жизни вы провели на горных лыжах? Можете посчитать? :)

Ооой. На лыжах – с декабря 1973г. Заманили, демоны. Мол, первая доза  — бесплатно, как и «Киндзмараули» с «Гурджаани» и – девочки. Причём, сразу – «катуха» по зоне транзита лавины. Трассу увидел значительно позже, кстати, на ней показалось удручающе скучно. Но дней посчитать – умом крякнуться можно.

Могут ли лыжи и горы надоесть? Случалось ли такое?

Да. Могут. Если постоянно не ставить задач творчества и поиска чего-то этакого, превращая катание либо — в голимое зарабатывание денег, либо, что ещё хуже, – в адреналиновый раж ради почёсывания самолюбия – потеря интереса неизбежна.

У меня – случалось, и не раз, как у других про-, к концу сезона. Но, это, скорее, глобальная усталость от многомесячного психологического напряжения.

Не мешает ли вам ваше доскональное знание лавин кататься вне трасс?

Многая познания – многая печали. Но как может помешать то, что позволяет ездить и ездить, ходить, дышать и всякое такое, а не лежать и лежать НЕ ДЫША в деревянном сюртуке? Вот понимание, что шагренева кожа действительно может уменьшаться с каждым непродуманным шагом – из года в год укрепляется. Две цитаты, пожалуй, кстати: «В молодости мы ведём себя так, будто будем жить вечно» (дон Хуан), «Хороший райдер – старый райдер» (народный фольклор).

Вы попадали когда-нибудь в лавину?

Да. 8го марта 1973года на спуске с п. Мусса-Ачитара. Но «в» не был. Доска огроменная меня подковырнула и выкинула в сторону метров на 20-30. А говорят, что мы летать не умеем. А на «шнурке» под пузом – неоднократно пропускал. Но это – в процессе работы, совершенно осознанно.

Вы почти единственный в России, кто регулярно читает лекции по лавинной безопасности. Зачем вы это делаете, какую конечную цель преследуете?

Ну, вообще-то, тем, кто сейчас это дело «читает», имя – легион.

Побуждающий стимул: живые райдеры мне краще, чем дохлые. И не люблю массовых месячников по закрытию всего, удалённого от опор канатки, хотя бы на 100м. Что происходит после каждого несчастного случая с летальным исходом. Под канаткой денёк – полезно. Месяц – тоскливо.

А вы слушали лавинные лекции Макса Панкова? Какое ваше мнение об этих лекциях? Есть ли моменты, в которых вы не согласны с Максом?

К моему стыду – нет. Тем, кто мается выбором – совет: «Истина — это то, что можно использовать». Слушайте, занимайтесь, пробуйте. И САМИ делайте выводы.

Я слушал и ваши лекции и Макса не по одному разу. Меня мучает один основной вопрос, достаточно узкий. Вы говорите, что вогнутый склон невозможно подрезать снизу, т.к. в этом месте напряжения в снежной толще сильно выше критических. Макс считает, что «резать» нельзя – этим вы лишите склон опоры, и он сойдет на вас сверху.

Плохо, значит, слушали. Mea culpa, не довёл до Вас доходчиво.

Исходя из официальных взглядов на механику обрушения лавины «от линии», закреплённых Государственными РД и положенными в основу методик активной противолавинной защиты во всём СНГ, на склонах до 40-45градусов, такая лавина не «подрезается» а обрушается за счёт избыточного НОРМАЛЬНОГО давления на склон. Эх, кабы они всегда ПОДРЕЗАЛИСЬ! Тогда  всегда уходили  бы из-под ног обрушителя. Именно та механика, от которой пляшут ВСЕ противолавинные подразделения Росгидромета и подобные в СНГ, в случае опасности самопроизвольного схода лавин, т.е., высшей степени опасности на склоне, и даёт возможность при точечном воздействии в зоне опоры доски (во «впуклости») ей обрушиться.  «Вы говорите, что вогнутый склон невозможно подрезать снизу, т.к. в этом месте напряжения в снежной толще сильно выше критических.» Совсем плохо. Помните, как в Евангелии: «Ты сказал..» ОБРУШИТЬ – возможно. В случае, см выше. Этот вариант обрушения во 2м лекц. занятии Общего курса рассматривается уже во втором слайде!!! И подробно!!!! А прогнутости, действительно, наименее напряжены, но, в случаях приближения напряжений в толще к самопроизвольному обрушению, повторяю, и они могут «сработать», причём, непременно – по контуру наибольших напряжений на верхней границе доски. Потому, с первого получаса первой лекции долдоню: все козыри знаний по распределению напряжений по доске, в случае готовности склона к самопроизвольному обрушению – будут биты. РАЙДИНГ ДОПУСТИМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРИ ОТСУТСТВИИ ОПАСНОСТИ САМОПРОИЗВОЛЬНОГО ОБРУШЕНИЯ СКЛОНОВ!!!!!! Наиболее легко обрушаемы – выпуклости. И, особенно, «кресты». Вы столь изощрённо исказили всё, что мною говорилось, дабы заставить в интервью изложить весь курс?

Полемика – хлеб насущный академических институтов. Вот к ним и обратитесь. А Общий курс Пилотирования ПСЛ стоит прослушать и отыграть на пленере по новой. И повнимательней.

Подрыв Карниза

Подрыв Карниза

Какова тенденция интереса в России к лавинным лекциям и к вашим в частности?

Времена ура-адреналина проходят. Накопление фактов безвременной гибели райдеров играет свою роль. Интерес и серьёзность подхода к усвоению материала (кроме, разве, Вашего случая, надеюсь, преднамеренно инсценированного) растёт. И не только в РФ. Очень плотное сотрудничество образовалось и с украинскими райдерами, и, даже, с прибалтами. Совершенствование методики подстёгивается лавинообразным возрастанием интереса к теме Государственных учреждений. Это – радует.

В целом – просыпающееся понимание того, что фрирайд – БОЕВОЕ искусство, в котором ставка – жизнь, делает своё дело.

В чем различия в восприятии лавинной безопасности у мужчин и женщин?

В женщинах значительно более развита ответственность за свой прайд: родителей, братьёв и сестёр, детей, бабушек и дедушек, наконец, любимых. И даже – сослуживцев. В мужчинах безалаберного раздолбайства, вскормленного на Голливудском менталитете и компьютерных раскладах, где можно нажать «Escape» и играть заново, подстёгиваемых стремлением подчеркнуть индивидуальность в  обезличке мегаполисов – неизмеримо больше. Контролируемый (значит, не переходящий в ужас) страх и чувство ответственности за тех, кому ты небезразличен – основа здравомыслия. Последнее – атрибут истинного воина духа.

Бывает ли такое, что райдер выполнил все правила безопасности, но, тем не менее, случился несчастный случай?

Цит.: «Истина есть непознанная закономерность, либо – закономерность, которой сознательно пренебрегли» (ист.мат.)

Если он выполнил ВСЕ требования безопасности, несчастный случай может случиться лишь по поводу попадания метеорита в его буйную голову. Тут уж закон кармы неумолим. Впрочем, к дурной голове он неумолим точно так же.

Сентенция, что о покойнике – либо только хорошее, либо – ничего, играет крайне негативную роль в осмыслении произошедшей катастрофы. Не приукрашенная истина произошедшего – последний дар ушедшего — живым. Мы его (дар), зачастую, игнорируем, якобы из нравственных побуждений. А вот это-то реально безнравственно.

Как вы относитесь к работе гида по фрирайду? Вы водите группы сами?

Гид – единственный проводник по фрирайд-жизни на долгое время для любого неофита, взалкавшего фрирайд. «Вы водите группы сами?» Опять обижаете. Это только в учебных заведениях пропрёт: «Не умеешь делать – учи делать, не умеешь учить – учи тех, кто будет учить». С гидством во всех его проявлениях повязан года с 86го (раньше просто некогда было: то – спортивный альпинизм, то – армейские дела, то работа в закрытой системе. Сертификаты инструктора горно-пешеходного, горно-лыжного туризма, альпинизма, ски-альпинизма, и пр. и пр. и пр. – при необходимости могу выслать. Вместе с перечнем, с кем и на какую фирму работал. Зимний курс «Пилотирование Потенциально лавиноопасных склонов», проводимый в различных объёмах и модификациях, как для райдеров, так для учебных, спортивных,  Гос. организаций соответствующего профиля – неразъединимы со стратегией, тактикой и техникой внетрассового катания. Всё идёт единым пакетом.

А уж наша с Кириллом Анисимовым летняя фрирайд-бэккантри программа «Перезимовать лето», в 2011г. проводящаяся 12й сезон, на данный момент, пожалуй, единственная ТРАНСЛЕТНЯЯ фрирайд-бэккантри программа в России. Именно в рамках её проведения был совершён первый в истории фрирайд-спуск с вершины по северному и восточному склонам Эльбруса и ещё много чего вкусного и полезного. Ежели кто в задних рядах интересуется, на следующей неделе на нашем сайте www.snowadventure.ru, будут обнародованы сроки и все подробности планируемых на ВСЁ это лето фрирайд-бэккантри мероприятий.

Ну что же, на сегодня хватит. Уже появилась вторая часть.

Метки: ,



Комментарии к Интервью с Игорем Комаровым, часть 1: «Хороший райдер – старый райдер»:

  1. Sgood 03.02.2011 в 03:43 Ответить

    На недельку, до второго, я уеду к Комарову…!:)
    Снег в Приэльбрусии прибавляется и стоит совершить задуманное, поучиться у Игоря мудрости. Оно того стоит!

  2. Денис 03.02.2011 в 12:04 Ответить

    Спасибо!Приятно почитать!Давайте побольше «частей_))»

  3. Re 03.02.2011 в 20:05 Ответить

    Показалось как-то уж слишком агрессивно, тем паче для умудренного опытом про-…

    • Mike 03.02.2011 в 20:10 Ответить

      Возможно, ведь за каждым про- стоит личность..

    • MSmirnov 03.02.2011 в 21:17 Ответить

      ИКОМ бывает порой экспрессивным. Не не надо на это вестись, и принимать близко к сердцу. Умный, добрый дядька.

  4. Al Joshua 03.02.2011 в 20:30 Ответить

    Ну ИКОМ просто жжет…даже мечет громом и молнией, я бы сказал! Язык ответчика насыщен цитатами и вобще, всякими искрометными оборотами!:) с глубоким уважением отношусь к Вашему профессионализму! …через 2 дня, кстати договаривались кататься с К.А.!)

    • Al joshua 03.02.2011 в 20:33 Ответить

      Ну автора он четко «вставил»!)

      • ИКОМ 04.02.2011 в 18:06 Ответить

        Не, не «вставлял» я Мишу: просто условием интервью ставилось: НИКАКИХ ПРАВОК! ВСЁ — ОНСАЙТ. Мища, между прочим, просто в опроснике сделал описку. А я ей воспользовался. Но тем, кто действительно, не только слУшал, но и УслЫшал неоднократно хотя бы 1ю лекцию Общего курса (а вся программа — это три блока с кучей всего необходимого для разных запросов потребителя), да ёу стендовую игру отыграл, такой ляпсус даже вкошмарном сне не допустит. Вот и поставили на вид. ВСЁ ДЛЯ НАРОДА! :)

        • Mike 04.02.2011 в 19:01 Ответить

          Я хотел задать провокационный вопрос, и задал, и не один, вот и получил заслуженно :)

    • ИКОМ 04.02.2011 в 17:57 Ответить

      Благодарю за хорошие слова ( чуть не написал — ПРАВИЛЬНЫЕ, но в том-то и дело, что Вам — видней :)) А с Кириллом и я уж сколько лет — хоть к чёрту на рога. даром. что всегда в одной палатке живём.

  5. Аноним 04.02.2011 в 03:56 Ответить

    «Сентенция, что о покойнике – либо только хорошее, либо – ничего, играет крайне негативную роль в осмыслении произошедшей катастрофы. Не приукрашенная истина произошедшего – последний дар ушедшего – живым. Мы его (дар), зачастую, игнорируем, якобы из нравственных побуждений. А вот это-то реально безнравственно.»

    Давно думал об этом и не понимал: на правильных ресурсах, относящихся к парашютному спорту, таких как dropzone.com (международный) и skycentre.net (ex-USSR) разбираются предпосылки и проишествия (что было, почему, что было неправильно сделано), а во фрирайдовом коммьюнити все молчаливы на этот счёт. С одной стороны понятно — об ушедшем или поломавшемся друге тяжело рассказывать, но ведь много голов лучше, чем одна. И «поумневшая голова», с которой вы находитесь на одном маршруте, с большей вероятностью не отправит тебе на голову «сюрприз».

    • Mike 04.02.2011 в 11:36 Ответить

      В принципе, во фрирайдовом комьюнити тоже иногда разбирают, особенно на Западе — там вообще все подробно и без эмоций излагают.
      Но все-таки у погибших есть родственники, и их пожелания принято уважать… Другое дело, что через какой-то срок, скажем полгода, мораторий на обсуждение должен сниматься, но к этому времени все уже забыли и обсуждения не возникает…

      • ИКОМ 04.02.2011 в 18:15 Ответить

        Миш, если после аварии СПЕЦИАЛИСТЫ дают профес сиональный комментарий, в ближайшее время, это может избавить от дальнейших неприятностей многих райдеров: надо ковать железо, пока горячё. Родственники и близкие боятся не обоснованных выводов, а беспонтового, зачастую грязного бла-бла «интернет-райдеров» 2паркетных лавинщиков», которые настоящие горы предпочитают вижеть из компа. Для них любые выводы — лишь повод почесать языками. Вот это — проблема. с которой никто не хочет сталкиваться. А надо бы.

        • Mike 04.02.2011 в 18:59 Ответить

          Так и есть.

        • MSmirnov 05.02.2011 в 03:29 Ответить

          Миша, Игорь, пара слов…

          Про эмоции — у погибших скайдайверов тоже есть родственники. И не важно, как этот дорогой тебе человек ушел. Машиной, поездом, самолетом, снегом. Или косточкой поперхнулся.

          Во-первых: данные разделы недоступны без регистрации в форуме. Если родственник ради какого-то интереса там зарегистрировался — ну что же, сам… (см. «во-вторых»)

          Во-вторых: разделы такого рода жестко модерируются для удаления эмоций, остаются только свидетельства очевидцев и коллективный анализ произошедшего (да, иногда начинается легендарный «парашютный срач», но для его пресечения и удаления эмоций (см. п.1) находятся опытные люди).

          Вообщем-то вся безопасность авиации построена на изучении предпосылок и происшествий.

          Не знаю, будет ли когда-то что-то близкое в «этом деле», которое в конце-концов оказалось ближе чем прыжки.

          С уважением.

          • ИКОМ 05.02.2011 в 16:59

            Миша, большое спасибо.
            Опыт такого экстемального. но здорово упорядоченного, занятия, как скайдайвинг,
            несомненно, может быть перенесён и во фрирайдинг.
            думаю, что предложенный подход стоит рассмотреть всем редакторам интересующей нас направленности.
            Миша (редактору) внимательно проанализируй, п-та, слова опытнейшего профи.

          • Mike 06.02.2011 в 23:37

            Игорь, MSmirnov.
            Я вас понял и согласен. Дальше позвольте не продолжать, думаю вы поняли.

  6. Южа 04.02.2011 в 15:53 Ответить

    Обсуждать надо обязательно : как бы ни было больно ( если ты знал этого человека). И обнародовать инфу и обсуждать надо сразу, как только проявляются все детали происшествия. Какие там полгода? Ведь анализ беды помогает сберечь другие жизи.
    Игоря Комарова уважаю безмерно. Он очень настоящий, суперский человек и профи-профи в своем деле!!! А резко отвечает иногда- так ему неоднократно приходилось видеть тех ( то, что осталось), кого выкапывали из под лавины….., и глупость человеческую, которая убивае,т тож видит регулярно

  7. ИКОМ 04.02.2011 в 18:33 Ответить

    Южа, спасибо! мы

  8. maxtreme 04.02.2011 в 19:37 Ответить

    Спасибо за отличное интервью!!!Игорю Комарову успехов в продвижении лавинной безопасности в массы.Чем больше будет таких курсов тем лучше!!!
    Ну и…берегите себя!Спасибо!

  9. SZelenev 05.02.2011 в 14:12 Ответить

    Спасибо за интервью! Жду продолжения… И без фанатизма…

  10. Никита Иванов 09.02.2011 в 02:56 Ответить

    Очень интересное и познавательное интервью. Спасибо за инфу и за вашу непростую работу.

    А журналисту двойка за обилие опечаток и разных ошибок.

    • Mike 09.02.2011 в 09:44 Ответить

      «условием интервью ставилось: НИКАКИХ ПРАВОК! ВСЁ – ОНСАЙТ» =)

    • Аноним 24.02.2011 в 15:18 Ответить

      Никита. это — я виноват. Со своим сварливым характером. так закрутил Мишу, что то, что он вообще создал такой здоровенный и сложный опус — почти чудо.
      Обычно интервьеры — куда менее ответственные к материалу (и к интервьируемому) люди.

  11. татьяна 02.10.2011 в 17:55 Ответить

    Мой муж-сергей ягупов с Урала хочет с вами встреттиться!будет с 3.10.11 по 20.10 .11

Добавить комментарий