Интервью с Игорем Комаровым — вторая часть

08.02.2011,

Итак, продолжение первой части интервью с Игорем Комаровым, сотрудником лавинной службы в Приэльбрусье и горным гидом.

Начинаем опять со сложного вопроса!

Почему вы катаетесь в шапке?

Варианты ответа: а) а надо – в тюбетейке? J б) голова потеет J в) на пластмассовую шапку денег жалко J  г) как эстета, меня ранит ея неэстетичность L д) падаю мало и аккуратно.

Кирилл Анисимов, Игорь Комаров, Илья Гаврилов

В Приэльбрусье сложилась непростая ситуация с официальной стороной фрирайда – куда и когда можно поехать, что и каким образом можно запретить. Возможно вы, как один самых компетентных в этой области, можете подсказать решение?

Первое: Это беда отнюдь не одного Приэльбрусья. В Татрах выезд за пределы трассы – штраф 200 евро (Татранска  ломница), в Карпатском Буковеле – просто тихо блокируют ски-пас. А в Красной поляне – всё ничтяк?

В ЭТОМ году в Приэльбрусье никаких ограничений не отмечено. Думаю, если опять кто-то полезет в кулуар, даже названия его не зная, или с гидом, подобно девочке с панели, предлагающим всем желающим совсем задёшево именно эх-прокатить по «пудеру» — возобновятся посты, непущания, и всё, неизбежно связанное с этим. Как всегда – на время.

Приэльбрусье – не Сан-Антон. Оно именно фрирайдерами и славно. Прецеденты с пограничниками – не поленитесь заранее скинуть заявку на одну из 3х Приэльбрусских погранзастав, а, приехав, заехать да готовый пропуск получить, или, в первые дни «раскатки» — сгонять на такси за 100р и, опять –таки, на след. день получить пропуск, причём, сроком до полугода, с возможностью продления. Либо в Альпухе заказать, они за малую денежку – сами съездят и оформят — и езжайте, скажем, в Медвежку, на Эхо войны ли, без забот.

Далее – ввиду мизерного (по сравнению с Альпийскими странами) количества райдеров в России, соответственно, отсутствие заинтересованных в развитии ф.р. крупных коммерческих структур, способных лаббировать вопрос нармативно-правового решения всех перипетий фрирайдинга, равно как вопрос сертификации гидов ф.р., не смотря на уже двухлетнее существование при Федерации альпинизма России, комитета по фрирайду, в ближайшее время никаких сдвигов  не предвидится. В первую очередь дело упирается в решение вопроса: кто отвечает за проведение спасработ на внетрассовых склонах и кто эти работы и как оплачивает? Тянитолкай МЧС-Туркомплекс-Местная администрация-Страховые компании, кажется, будет жить вечно.

Но, в отдельных случаях прямого «наезда» на райдеров со стороны администраций районов, компаний-хозяев комплексов, вопрос запрета выезда за пределы трасс, а то и прямого навязывания для таких выездов «фирменных» гидов по монопольно заоблачным ценам (Красная поляна), может быть успешно решён через суд. Причём, все нормативно-правовые предпосылки для удовлетворения подобных исков есть!

Важно, что бы кто-то занялся, при наличие засвидетельствованных прецедентов, этой тяжбой. Ведь г-н Менделевич (честь ему и хвала!), редактор газеты «Вольный ветер», дважды бесстрашно судился с ГПНП «Приэльбрусье» по поводу т.н. «Экосбора» за восхождение на Эльбрус. И в судебном порядке «закрывал» это мероприятие.

Определением правового статуса и заняться бы комитету по ф.р.  А уж опосля -отнюдь не насущным, крайне скользким вопросом сертификации гидов.

«Дядя» нам правового государства не построит. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, товарищи!

Подъем на ски-туре

Подъем на ски-туре

Хотелось бы вам перебраться в более комфортные альпийские или американские условия работы в горах?

Съездить, походить, поглядеть – с удовольствием, насколько плотный график жизни позволит. Работать постоянно – нет: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Их же «уставы» мне не любы.

И ещё: доколе мы будем считать себя квартирантами в своей стране?! Кто здесь-то чё делать, кроме стрижки капусты, будет – опять «Дядя»??

Почему в Приэльбрусье до сих пор нет ни одного газекса? Как вы относитесь к современным методам защиты от лавин?

По какому принципу Вы разделяете защиту на «современную» и «не» ?

Обычно она делится на активную и пассивную защиту. У активной, выполняемой у нас Противолавинными подразделениями Росгидромета, подразделениями Лесной Службы — в США , есть ряд преимуществ. Недостаток – несение личной ответственности за результаты защиты и ничтожная возможность воровства средств из-за дешевизны же работ. Инженерные сооружения – колоссальные бюджетные ассигнования на Федеральных уровнях и отсутствие личной ответственности за результат. Потому, решения, при наличие альтернативы, почти всегда остаются за инженерными сооружениями. ВО ВСЁМ МИРЕ. У нас вон, то же на Большом и Втором конусах лавинный тын нагребают в 35 млн. руб. стоимостью. Насчёт эффективности – вскрытие покажет.

Газексы. Особенно в таких больших районах, как Приэльбрусье, могут быть использованы лишь в качестве вспомогательных и очень ограниченных в возможностях средство (кстати, 2 газекса уже стоят на складе моего противолавинного отряда и летом будут куда-то поставлены). Но:  Газекс с установкой стоит 12млн. руб и ежегодное его содержание – 2 млн. А если их планируют 30? Это же –ОГО-ГО! Даже «в белую», какие комиссионные подрядчикам! Но, представляете, что будет с такой штукой, если на Северах с Рогов пойдёт приличная лавина? И что будет, когда после неё возьмёт, да рванёт через пару дней на 2м конусе, или Большом 1-2 баллона с газом (а их с осени доставляется на склон более 10 к каждому Газексу!)? Вот уж тогда, дорогие фрирайдеры, не видать Вам Северного цирка, как своих ушей.

Вобщем, в качестве вспомогательного средства – нормально. Главное – вовремя по бюджету остановиться. Глобально же проблемы они не решают.

Подробнее: статья «Пока ещё не началось» – гл 3-5.

Как вы считаете, в Приэльбрусье есть проблема гидов? Ведь нет, по сути, никакой базы проверенных гидов, да и кому их проверять и на соответствие чему?

А кто проверять, по-вашему, будет? В том же «Пока ещё не началось» писал, что всё довольно просто: залезьте в и-нэт, походите по фрирайд-сайтам, если есть знакомые гиды – посоветуйтесь с ними, зайдите на форумы, попросите компромату – его нанесут, сколько возьмёте. И решайте. То, что хотят уж который год насчёт сертификации в ФАР (Федерации альпинизма) – только всё запутает. Вот Вы Кириллу Анисимову, Гене Хрячкову, Саше Байдаеву, Лизе Паль, Гоше Надёжину, Толику Савейко, Осману, Берту, Муссе – доверяете? Вот и посоветуйтесь.

Как японцы, опирайтесь на мнение уважаемого человека (и не одного – одно мнение – сугубо!!). К примеру: Дин Каммингс – АМЕРИКА,  его «Аш два О» – какой раскрученный! А моих друзей, по меньшей мере, пару раз поставил на деасяток-другой ТОНН баксов, и — жалуйся в прачесную. Предварительно же в и-нэте собрав справки, могли бы ребята сильно сэкономить.

Давайте поговорим про лето. Вы ежегодно проводите несколько летних бэккантри программ. В чем особенность летнего катания на Северном Кавказе? Зачем, вообще, в сезон морей ехать в снега?

Я уже упоминал, расхваливая немеренно, нашу с Кириллом «Перезимовать лето». У нас это — не отдельные прграммы, контекстно оторванные  друг-от друга, не стационарный лагерь, заводящий от «заезда в заезд» одну и ту же проверенную накатанную, но, остохреневшую гидам, как летний «Эльбрус по вторникам» у клаймингрвых гидов на Эльбрусе. У нас сознательно выстроенный комплекс, позволяющий участникам (именно – так, они – не балласт клиентский, а – равноправные творцы!) от программы – к программе расширять свой Мир Гор, совершенствуя себя от приезда-к-приезду. Недаром, с нами многие «перезимовывают» 4-5, а есть – 6 и более сезонов.

Это – давнишняя мечта, которая начала воплощаться с миллениума.

Толчком послужил разговор после плотных посиделок в мае 93го года: «Мужики, вы вот по 20 лет ездите в Приэльбрусье, катальщики – во!, но за эти 20 лет, вы кроме канатки, гостиницы, тропы на Чегет, да к магазину, ни фига и не знаете. Эх, мужики, мужики!».

Фрирайд-бэккантри – это не просто – пара палок, это – комплекс мероприятий (цит.) Это – реальное слияние с Горами, и тогда – черпай мудрость Горы ковшом, да вливай в свою жизнь. Это – уважение к лыжам-бордам (мы чужды предрассудков расовой дискриминации!), когда готов (не во всех программах, только – для самых отпетых) несколько дней тащить инструмент и боты на горбу, ради пары , НО КАКИХ!!! спусков.

Это, наконец, свобода творчества гидов, не желающих более плясать под дудку работодателей, заинтересованных исключительно в конечном гешефте.

Это – СВОБОДА, истинный ФРИ-.

Смысл – не прерывать сезон. Катнуться там, где зимой – непроезже лавиноопасно, а позже – нет снега. Двигаясь вместе с летом всё выше и выше. Это – отжечь по 5-8км совершенно нетронутого снега, на финише плюхнуться, не снимая лыж, в цветущий альпийский луг. Это — доехав до конца снежника, снять боты, а то и подштанники, да ахнуть в озерко, не посчитав себя моржом.

А море… я на нём родился. Плавать научился раньше, чем говорить. Но вот с 85го года там не был. Каждому – своё.

Вот такое лето

Вот такое лето

Бывает, в Приэльбрусье приезжают иностранцы. Особенно ближе к лету. Приходилось ли с ними работать? Есть ли какая-нибудь разница?

В «Перезимовать лето» мы, при надобности (у нас расчет – 1 гид – не более 2х участников на «Высоких» и «Удалённых» маршрутах, на попроще – не более 3х) привлекаем доп. гидов. К ним непременное требование — опыт работы Ведущим гидом в дорогих программах с импортными клиентами. Такая работа, надо сказать, весьма неплохо оплачиваемая, требует предельно высокого опыта, к которому приходят годами, передвигаясь от «портера» (носильщика)  к должности «полупроводника» (гида-вспомогателя), затем, Второго гида, а вот далее,, если не запятнал себя ранее и расположен к тому — Ведущего гида. Деньги там крутятся большие, спрос с гидов – соответствующий. В художественной форме перипетии такой деятельности изложены, скажем, в статьях «Хлеб наш насущный» — «До третьих петухов», кстати, печатавшихся в журнале Риск-онсайт, и снискавших весьма положительный отклик гидов.

Отличие наших от не наших. «Не наши» платят деньги за то, что б гид думал за них. Абсолютная дисциплинированность ( требующая того же и от гидов). Шаг влево — шаг вправо из программы – расстрел (гида). Отличные заработки + отличный бакшиш, если программа прошла, как положено.

«Наши» – непреодолимое желание соучаствовать в программе. Готовность всё переделать, и провести так, как никто не проводил. Полное недоверие и отвратительная управляемость. До тех пор, пока гид на деле не докажет, что гид ВСЕГДА прав. Бюджет – сжат. О «премиальных» за доблестно выполненную гидскую работу не может быть и речи. Скорее – вечное требование добавки хоть чего-то «на халяву».

Сам работал с импортными много и с удовольствием. Вместе с такими китами российского альпинизма, как Анатолий Мошников, Николай Тотмянин, Виктор Володин, Сергей Калмыков и пр. Больше всего нравились группы басков (ужжжасно близки по своему казачьему духу) и, особенно – японцы. В 2003г. даже на передовую страницу супериздания «Асахи» попал, когда бабулю 69ти летнюю завёл на вершину Эльбруса и благополучно, совместно с Тотмяниным (К-2, Жанну Северная стена = Золотой ледоруб) вернул, где взял, в серьёзную метель-пургу.  Достойные люди!

Но потребность делать по-своему, а не так, как положено, причём, оперативно подстраиваясь под создавшуюся в данный сезон обстановку, нежелание более произносить извечное «чего изволите?», привела к неизбежности консорциума с Ильёй Гавриловым (самый глубоководный в мире Снежный барс и самый высокогорный там же – водолаз), Кириллом, представлять которого не надо наверняка. И со всеми, кто за эти годы пыхтел с нами на Горе.

27 июля. Игорь в шнурованных ботинках и специальных адаптерах ALPE CONTROL

В России отсутствует культ ски-тура. В Европе же людей, занимающихся ски-туром в горах чуть ли не больше, чем фрирайдеров, катающихся от подъемника. В чем же дело? Ведь в России гор не меньше, чем в Европе, а подъемников меньше в сотни раз!

В отсутствии информации, «немодности» (пока) и необходимости заводить отдельную снарягу, консультации по которой дают крайне разноречивый результат. Сейчас у нас в стране аж 48 инструкторов Ски-альпинизма (во, как много!), имеющих сертификат ФАР (у меня – счастливый номер – 44).

В наших летних программах мы стараемся привить любовь к этой, не боюсь сказать, Благородной составляющей бэккантри. Что бы не напугать людей лавиной обвалившихся проблем, по началу, используем их привычные лыжи и крепления, к которым присовокупляем наши «программские» адаптеры и камуса. В первой программе, где шастаем по всяким «местечкам за углом», во второй – обычно – Эльбрус с Юга — на заброске и подходах. Потом – дальше – больше. Эпогей — в 4й,  Эльбрус с Востока, где достаточно ответственный 5-километровый подход по леднику Чунгур-чат-чыран в последней декаде июля за счёт использования ски-тура из изнурительного топотания часов 10, превращается в достаточно приятный (и безопасный!) 5ти часовой подход. Не лишённый своеобразного удовольствия. Там уж снабжаем полным комплектом тех, кто, подойдя к сему моменту, так и не обзавёлся своим. Причём, не на западный полубеговой манер – лишь бы вниз соскрестись, а полноформатным райдерским, на котором гнать вниз не стыдно.

Да зимой время от времени заманиваю ребят пройтись в удовольствие. Вот сейчас у меня в «бочке» 6 пар отличных фрирадерских лыжек в скитур комплектации стоят. На вопросы изумлённого райдерства, чё это мы делаем – отвечаю, что выхаживаем пешеходный ски-пасс, сдуру купленный с рук подешёвке L В общем делаем, что можем.

Но – наш менталитет… Шашлыки-шалаши уже не круто. А вверх на своих двоих – пока дико как-то. Десять раз за день через Цирк – это да …

Акклиматизационный выход на Эльбрус

Акклиматизационный выход

Вы видите на склоне молодого, пылкого и достаточно уверенного райдера. Чтобы вы хотели ему сказать?

В ГОРАХ ХОДЯТ НЕ НОГАМИ. В ГОРАХ ХОДЯТ ГОЛОВОЙ.

Метки: ,



Комментарии к Интервью с Игорем Комаровым — вторая часть:

  1. Анзор Журтов 09.02.2011 в 01:39 Ответить

    Спасибо. Отличная статья, отличное интервью!

    • Mike 09.02.2011 в 09:45 Ответить

      Спасибо Анзор

    • ИКОМ 09.02.2011 в 16:41 Ответить

      Анзор, спасибо за позитивную оценку!

  2. Южа 09.02.2011 в 10:47 Ответить

    !!!!!!!!!
    Ёк, я все же встану на лыжики )))), не изменяя сноуборду, разумеется

    • ИКОМ 09.02.2011 в 16:42 Ответить

      В народной песне как поётся?
      «Интеллигент», вставай на ЛЫЖИ!
      Хотя, как ты сама знаешь, у нас все равны.
      Даже бордеры ))))

    • Artem 10.02.2011 в 16:32 Ответить

      Podymaite o splitboarde. Vot takom, naprimer: http://www.jonessnowboards.com/boards/solution

      • ИКОМ 24.02.2011 в 14:55 Ответить

        Сплитворд. всё же — спортивный снаряд. при всём уважении к нему, предпочитаю во Фр-бэккантри на ногах 2 таких: собственно,пара Lacroix LX-powder, это и есть 2 сплитборда.
        Но на ухоженной трассе — сплит — высший пилотаж карвинга. жаль только, что где ж его. большой ухоженный склон найти?

  3. Дед Джухар 09.02.2011 в 19:41 Ответить

    Николаич! А что за байда у тебя к ботам прицеплена?
    Это типа стародавней идеи креплений Nova?

    • ИКОМ 24.02.2011 в 14:58 Ответить

      А это — потрясающая приблуда к хорошему шнурованному ботинку маленькой фамильной французской фирмы ALPE CONTROL. год уж их долблю. Саня, весч, между прочим.

  4. Яр 09.02.2011 в 22:12 Ответить

    Спасибо!
    Спасибо за отличное интервью, за Ваш сайт (телевизор не смотрю, а новости со «snowadventure» каждый день жду) и за всю вашу деятельность! Огромное такое Спасибо!

    …ну, когда ж уже удастся у вас поучиться?..

    • ИКОМ 24.02.2011 в 15:00 Ответить

      Спасибо за положительный отзыв.
      А поучиться — как только режим контроперации снимут (в начале марта, надеюсь) велкам!
      Только заранее свяжитесь со мною. Либо по моей почте — она на сайте в разделе «О нас» закопана, либо — через сайт.

  5. Саша 09.02.2011 в 22:20 Ответить

    класс! с удовольствием прочитал!! а лыжи и в правду всё больше и больше хочется!!

    • ИКОМ 24.02.2011 в 15:03 Ответить

      Значит. стоит всё попробовать, и выбирать то. что на ДАННЫЙ момент в жилу.
      Только совет: учиться фрирайдить надо именно вне трасс (рядышком, но, выходя на обработанный участок, только перед завершающим день спуском. И «присел-укольчик-встал» — это для наркоманов команда ))
      Удачи и спасибо за отзыв.

  6. Рустам 11.02.2011 в 01:33 Ответить

    Спасибо за статью. Как будто побывал сам на встрече с Игорем. Всем привет до встречи на склонах;)

    • ИКОМ 24.02.2011 в 15:04 Ответить

      Приезжайте к нам, на Колымуууу!!!!!
      После окончания силового мероприятия.

  7. Зеленев 11.02.2011 в 13:46 Ответить

    Спасибо, Николаевич, за интервью, статьи и «…вести с Зимовки»… Как-будто чайку попили…

    • ИКОМ 24.02.2011 в 15:06 Ответить

      Приезжайте к нам, на Колымуууу!!!!!
      После окончания силового мероприятия.
      Вот тогда — апре ски — чаёк будет крепким))))

  8. Аноним 11.02.2011 в 19:07 Ответить

    Игорь, встану- встану . Ну а сноуборд- эт песня ))). Помню- помню ваше признание заслуг сноуборда в развитии лыж как фрирайдерского снаряда)))

    • ИКОМ 24.02.2011 в 15:07 Ответить

      Ндааа. Из песни слов не выкинешь….

  9. Виталий 11.10.2011 в 06:42 Ответить

    дайте, пожалуйста, прямо ссылку на инфу по такого рода мероприятиям. где и когда можно поучаствовать / научиться. желаем беккантри + элементы альпинизма, спасибо,)

    • Mike 11.10.2011 в 10:30 Ответить

      Она и так есть, перезимовать лето называется! А все подробности на snowadventure.ru

Добавить комментарий для ИКОМ Отменить ответ