История этой поездки могла бы стать трейлером к фильму о самом загадочном и невероятном стечение обстоятельств, сталкивающих нас с другими людьми и приводящих к целому ряду событий, меняющих твою жизнь, если бы не это была история не про фрирайд.
Иран… читаю я на бирке багажа, плавно подъезжающего ко мне по ленте. Эта богатая персидская страна с древней историей, большими горами и потрясающим потенциалом для катания, больше известна нам с другой, более проблемной стороны.
Наша команда, состояла из 5-ти девчонок: Estelle Lecomte — сноубордистка из Швейцарии, которая участвовала в Freeride World Tour, Ilina Arsova — альпиистка и лыжница (телемарк) из Македонии, за плечами которой Эверест, Mona Seraji, пионер сноубординга в Иране, а также прорайдер Burton, ну и конечно Vanessa Beucher, лыжница и журналиска из Франции, благодаря идее которой мы все собались. Пятеро девчонок, из разных стран, с разной культурой, языком и совершено разными взглядами на горы.
Было такое ощущение, что это приключение началось как только самолет начал снижаться и звездное небо сменилось огнями над Тегераном. И вроде бы простая вещь, но очень значимая. Поездка женским составом в Иран конечно же очень символична, но идея собраться вместе была далека от политики. Прежде всего нам хотелось вернуться с настоящей и трогательной историей с портретами и рассказать о достижениях иранских женщин, о которых почему-то никто не говорит.
Нам хотелось создать связь между девушками из четырех различных стран и иранскими райдерами, сопоставить их жизненную ситуацию и возможно разрушить некоторые стереотипы с обеих сторон.
И вот, уместившись в небольшое такси, мы мчимся по извилистым дорогам в центре потрясающих пустынных пейзажей, чтобы добрать до курорта Дизин.
Mona Seraji, один из пионеров женского сноубординга в Иране и лицо Бертона в стране, приветствует нас с сияющей улыбкой и поселяет в уютный дом, покрытый персидскими коврами.
Всю ночь за окном шел снег и даже несмотря на усталость с дороги, мы все были переполнены нетерпения, чтобы поскорее исследовать горы и проверить местные рельефы.
Лыжные подъемники, которые мы нашли там — это настоящий олдскул, оставшийся по всей видимости еще с режима Шаха 1970 годов.
Но было достаточно неожиданно и приятно видеть мужчин и женщин вместе в одной очереди на нем, так как это не всегда было так.
Несколько лет назад, здесь все еще было время, когда были раздельные трассы, запрещающие обоим полам кататься вместе, как они этого хотели.
То, на что мы наткнулись с самого первого нашего дня — это яркая толпа молодежи, большинство из которых сноубордисты и множество девчонок среди них, правда с таким количеством макияжа на их нежных лицах, как наверно не было на нас пятерых вместе взятых.
Снег был абсолютно великолепен и даже после нескольких длинных спусков рядом с трассой было достаточно много нетронутой целины, так как фрирайд там все еще в зачаточном состоянии (вне трассы катается может десяток местых).
Ближе к концу дня мы встретили остальную компанию райдеров и засели в кафе off-pist Dizin — вальяжной штаб-квартире всех местных, принадлежащей Amir Raieszadeh.
С самого начала мы могли почувствовать, что практически все ребята отнеслись к нам с большим уважением и гостеприимством.
Мы были постоянно окружены и даже слегка перегружены щедростью и этих людей, но при этом было такое ощущение, что нас приняли в семью, с которой мы начали путешествовать вместе.
Люди были настолько удивлены и рады видеть группу девчонок из разных стран, вместе посещающих их страну, что настаивали на том, чтобы мы обязательно покатались и провели немного времени вместе, делая этот опыт еще более трогательным.
А на закате мы уже стояли на вершине гребня, наслаждаясь потрясающим видом на гору Дамаванд, 5,610м, самой высокой точке Ирана, перед длинным и красивым спуском сверху и до самого дома.
Вообще одна из главных особенностей катания на хребте Альборз (Alborz), что средние высоты достаточно высоки — горнолыжный курорт Дизин расположен между 2500 и 4000 метров. Это гарантирует достаточное количество снега, и что еще приятнее, континентальный климат делает этот снег очень легким и сухим.
Остальная часть поездки была идеальным миксом того, что можно назвать поездкой мечты или впечатления на всю жизнь, когда каждый день мы открывали для себя новые спуски и расписывали интересные склоны, катаясь с кучей прикольных людей.
После Дизина мы вернулись назад в оживленную столицу Тегерана для того, чтобы сделать спуск, который здесь называют «Обратная сторона Тучала».
Тучал — это горнолыжный курорт, который находится прямо посреди огромного мегаполиса с небоскребами, дорогими магазинами и биллбордами. Поднявшись часть пути на машинах, мы пересели в гондолы, которые подняли нас на высоту 4200м.
Здесь, в небольшом цирке, на самом верху горы собственно и расположен сам курорт.
Под гондолами, на южной стороне горы, никто не катается. С нашими местными гидами Sina and Rezа, друзьями Моны перешли на северную сторону.
От туда нас ожидало счастье, длинною более чем 2000 вертикальных метров абсолютно нетронутой целины и бесконечно девственные склоны….
После спуска мы оказались внизу пустынного каньона. Пробираясь с лыжами и сноубордами между террасами с огородами и старых персидских домов из камня было ощущение, что ты идешь в абсолютно другом мире.
Еще одним достижением нашей поездки в Иран была поездка в Шемшак (Shemshak). Это место с гораздо более крутым рельефом. Потенциальные линии, которые мы там нашли и увидели были просто невообразимо заманчивы.
Но немного нервное происшествие с Эстель и Моной, которые на спуске запустили лавину, хоть и не повлекло никаких последствий, но немного остудило наш пыл и заставило задуматься, потому что в Иране нет спасателей на курортах и поблизости.
Это заставляет тщательно выбирать экспозицию склона, учитывать микрорельеф и кататься со всем необходимым снаряжением еще больше.
Так что в целом было здорово, что у нас подобралась такая сильная компания, состоящая из Эстель, бывшей спортсменки по фрирайду- как участница FWT она всегда знала, где самые вкусные линии, Мона, которая катается как суперфристайлер легко и стильно, Иллина и ее телемарк ну и главное Ванесса, всегда готовая это снимать наш красивый спорт!
Есть еще много всего, что хотелось бы написать про Иран, что скорее всего не поместиться в одну статью, но все же хочется сказать, что реальность — она не белая и не черная и картина Ирана, которую нам рисуют масс-медиа слишком упрощена.
Безусловно об Иране можно сказать, что земля Аятоллов со строгими правилами и многими запрещенными вещами, такими как открытая критика в адрес правительства, употребление алкоголя, танцы, серфинг в интернете, социальные сети и открытые контакты с мужчинами на публике.
И именно поэтому, здесь больше, чем во многих странах, горы представляют собой пространство свободы столь желанной для многих: здесь мужчины и женщины теперь могут кататься вместе, разделять свои увлечения, женщины могут быть на одном уровне с мужчинами, они будут носить шлем, а не вуаль, люди могут говорить обо всем, что они хотят на подъемниках…
И это то, что мы почувствовали в Дизине, когда там проходили одни из первых соревнований по фристайлу, допускающих оба пола к участию одновременно.
Восхищенная толпа людей вокруг фигур, смесь ребят и девчонок и все радуются этому солнечному дню- эта была незабываемая энергетика и ребята прям жгли!
Именно поэтому мы назвали этот проект ‘Koh I Noor’, что означает «гора света» на фарси, веря в то, что катание на лыжах или сноуборде в горах способно сделать людей счастливее. И как отлично выразила Иллина «это было путешествие, которое делает снежную семью больше, а мир меньше».
Текс и фото: Vanessa Beucher, Оксана Чекулаева при поддержке The North Face Russia
Комментарии