Скитур вокруг массива Ганальские Востряки

12.09.2016,

В Ганальском хребте, что на полуострове Камчатка, есть такое место — Ганальские Востряки. Ганальские потому что Ганальский хребет, а Востряки потому что востры (слова такого в русском языке конечно нет, но оставим это на совести географов).

Это достаточно компактный горный район, состоящий из десятка хребтов, хитро-горным способом переплетающихся друг с другом. Место известно в первую очередь среди камчатских альпинистов, благодаря маршрутам до 5б категории, но в последнее время и лыжники стали туда наведываться, и облизываться на длинные и узкие кулуары, которых там в изобилии.

kamchatka_ganaly_01

Самые сложные альпинистские маршруты в районе были впервые пройдены Федором Фарберовым и Сергеем Панюхиным, еще в 90-х. Федор же был первым, кто оставил и лыжный след в этих кулуарах. И до недавнего времени — первым и единственным, кто на скитуре сделал полное кольцо вокруг массива. Что впрочем, неудивительно, Федор еще очень много где на Камчатке оставил первый лыжный след, и это тема для многих рассказов. Но вернемся к нашему повествованию.

В октябре прошлого года ко мне обратился Лоран, французский сноубордист, много лет мечтавший побывать на Камчатке и наконец решившийся на это путешествие. Поскольку мечта была давней, Лоран решил что неделя или даже две отпуска не сделают его счастливым, и собрался на наш полуостров на целый месяц. Причем захотел не каких-то там «стандартных» маршрутов, а чтобы экспедиции и первопроезды, и чтобы жизнь сахаром не казалась. Я горячо поддержал его в этом начинании и в конце апреля мы выдвинулсь в нашу первую экспедицию, вокруг тех самых Востряков.

kamchatka_ganaly_18

День подхода-подъезда в основной цирк, и уже на следующее утро мы нацелились на кулуар «Палец». На предыдущей фотографии он чуть правее центра, широкий и уходящий к скале с тем же названием. За час подошли к началу, быстро посмотрели что там в толще снега происходит и решили лезть. В долине висела облачность, нижний край ее был в начале подъема, а верхний чуть ниже перевала (но мы этого еще не знали). Однако облаками нас не испугать.

Несмотря на не самую снежную зиму и конец апреля, со снегом было все в порядке. С видимостью вот только не очень, хотя могло быть и хуже. Тропилось бодро, и через полтора часа мы вылезли на перевал справа от пальца (на первой фотографии он не читается).

kamchatka_ganaly_02

На перевале красота и виды. На противоположной стороне хребта — солнечная долина, где мы должны оказаться через несколько дней, а пока готовимся к спуску.

kamchatka_ganaly_04

kamchatka_ganaly_03

Спуск был, что называется, «как в тумане». Да что уж там, в тумане и был. Зато по мягкому и крутому. На границе облачности получилось сделать пару кадров.

kamchatka_ganaly_05

На пути к лагерю обнаружили чьи-то следы. Суслик наверное. Сильно переживать не стали, суслики на Камчатке мирные, к тому же следы шли в противоположном от наших палаток направлении.

kamchatka_ganaly_06

На следующий день решили сменить долину, несмотря на то, что «нераскатанного» оставалось еще не на один день. Путь наш лежал мимо вчерашнего кулуара, и сегодня он открылся нашим объективам. На фото ниже хорошо видны наши следы, у правого подножия Пальца. Который, кстати, с этого ракурса выглядит как ммм… другой человеческий орган. Но только тсс, об этом ракурсе знают немногие, поэтому пусть Палец остается Пальцем. А стенка была интересная, техничная.

kamchatka_ganaly_19

Шли, смотрели на эту красоту и немножко грустили. Но ничего, ничего, мы по этим кулуарам еще катнем, и не раз. Но потом.

kamchatka_ganaly_20

Вылезли на перевал. Теперь самое простое, скатиться в следующую долину. Всего-то, километр с небольшим перепада, средний уклон 40 градусов, жестко-корка и рюкзаки по 25 кило (если не больше). Считай, вечерняя прогулка.

kamchatka_ganaly_07

Скатились. Сели. Смотрим на кулуар откуда приехали. Наш ответвляется налево, в средней части, целиком его сложно увидеть. Впрочем, большинство кулуаров Ганальских остряков не читаются с какой-то одной точки, чтобы их увидеть, нужно несколько ракурсов. Для навигации район очень непростой, даже в хорошую погоду.

kamchatka_ganaly_08

Снежные условия в этом цирке были не самые лучшие, и по этой, а так же другим причинам, решили перейти в следующий. Но перед этим немного прогулялись по окрестностям.

В правой части виден перевал, с которого мы и приехали — правее черной башни широкий кулуар, а еще правее небольшая седловинка. Вот оттуда и катнули. Ну как катнули, проехали аккуратненько. А в левом нижнем углу две точки — это наши палатки. Для понимания масштаба трагедии.

Вернулись в лагерь, собрали барахло и залезли на следующий перевал, (в левой части фотографии).

kamchatka_ganaly_21

И вот, мы в следующей долине. Той самой, которую видели из-под Пальца в первый день, см. фото выше. Тут нас накрыла непогода, на два долгих дня. Прогноз накануне был не очень точный: могло дуть, могло не дуть. Но в итоге дуло. Мы стояли в ветровой тени (благодаря гению гида), а вот на перевалах дуло с постоянной и весьма приличной скоростью. Попробовали поскитурить, и нас ожидаемо сдуло, в прямом смысле. Камчатка, она такая, капризная.

kamchatka_ganaly_22

Самое время рассказать о быте. К своей палатке приспособил тентик, под которым удобно готовить и кушать. Горелка Kovea рулит (впрочем уже много лет), газ их тоже рулит. MSR Windburner находился в процессе полевых испытаний, но по итогам месяца скитуров тоже стал «рулить».

kamchatka_ganaly_09

Непогода ушла, ветер утих, и открылась нам виды. Тот самый, Палец, хи-хи. С обратной стороны.

kamchatka_ganaly_11

Выглядело это все крайне заманчиво. Но увы, время мероприятия было ограничено, да и лавинная обстановка после свежего снега и ветра была совсем не простой. Немного грустные, полезли на очередной перевал.

kamchatka_ganaly_23

И вылезли. А на перевале красота.

kamchatka_ganaly_25

Долина, из которой пришли. Внизу справа видна небольшая скала, под которой мы и провели последние два дня.

kamchatka_ganaly_13

Фотограф фотографа сфотографировал.

kamchatka_ganaly_12

Вулкан Корякский. Через пару недель мы окажемся на его вершине, но до этого произойдет еще очень много событий, и о них я обязательно расскажу в следующих рассказах.

kamchatka_ganaly_24

Чудесно катнули с перевала, приехали в долину реки Вактан Малкинский (и не спрашивайте откуда такое название). Поставили лагерь и после обеда заскитурили на километр с небольшим по перепаду, на начало хребта, который ведет к основному массиву Востряков.
А оттуда открылся замечательный вид на другой интереснейший горный район Камчатки — Срединный хребет. Где, как не забавно звучит, мы окажемся уже через несколько дней. Только немного севернее места что на фотографии, километров на 200 примерно.

kamchatka_ganaly_26

Прощальный взгляд на основной цирк Ганальских Востряков. И на тот самый кулуар, что покорился первым .

kamchatka_ganaly_10

Майское утро порадовало туманом красиво выползавшим из долины. Пару часов скитура — и в условленном месте встречаем наш снегоход. Еще пару часов — и мы у дороги.

kamchatka_ganaly_16

Последние пару километров до дороги были забавны. Те 30-40 сантиметров снега что лежали здесь чуть больше недели назад, успели стаять, но мы успели прорваться.

kamchatka_ganaly_17

Мероприятие получилось интересным и познавательным. То, что не проехали, раскатаем в следующем году. Радовал уже сам факт второго в истории Камчатки скитура вокруг Ганальских Востряков. Да и покатались неплохо, хоть и немного.

kamchatka_ganaly_27

А пока у нас есть три дня на отдых и сборы в следующую экспедицию. Продолжение следует.

Григорий Минцев, лыжный гид.