Кубок России по фрирайду на Домбае — впечатления участника

23.02.2011,

В десятых числах февраля состоялись первые в истории российские соревнования, имеющие международный статус Freeride Worl Qualifier. О результатах мы уже писали.

К сожалению, фото и видео пока что не появилось. Хотя, фото немножко есть — по ссылке на официальном сайте соревнований.

Один из финалистов, Костя Хидиров, поделился с нами своими впечатлениями от прошедших соревнований.

С 11 по 18 февраля 2011 года на Домбае состоялись соревнования 1 этапа Кубка России по фрирайду — Alpindustria freeride cup.

Домбай

Соревнования на Домбае начались 11 февраля. Снежные условия, несмотря на прошедшие в конце января и начале февраля снегопады, оставляли желать много лучшего. Из-за сильных ветров снега было очень мало, а тот, что был, представлял собой жесткие поля или огромные ветровые заструги, в подветренных местах перемежаемые плотным передутым снегом. Днем команда организаторов, сопровождаемая некоторыми участниками, просмотрела возможные для организации стартов квалификации и финала склоны. В частности, был рассмотрен участок под зубом горы Мусса-Ачитара, и кулуары над Русской поляной. В итоге было принято решение проводить квалификацию в последнем месте, т к под Зубом из-за очень малого количества снега был недостаточный перепад высот. Ожидалось, что сложные условия заставят участников ехать с достаточным контролем, и в то же время позволят выявить наиболее подготовленных из них, кто будет готов к контролируемому катанию в более сложных условиях.

Вечером того же дня прошла регистрация участников в кофейне FreeDom, в которой проходили все собрания и семинары для райдеров. Я приехал на Домбай утром следующего дня, и, спешно бросив вещи в гостинице, пошел на собрание, где организаторы объявили о выбранном месте для квалификации. Уже через час начался сбор райдеров наверху шестиместного кресла и просмотр трассы.

Трасса представляла собой несколько кулуаров с жестким покрытием, местами с застругами и льдом. Для прыжков наиболее подходила гряда скал в середине трассы, на выходе из среднего кулуара. На приземлениях местами было очень жестко, местами немного мягкого передутого снега. Райдеры из Домбая и Терскола сразу начали просматривать большой прыжок с верха этой гряды, но я, учитывая отборочный характер заездов, рассматривал более простую линию с  небольшими прыжками в средней части гряды, которую можно было проехать без риска и с хорошим контролем. Впоследствие эта трасса была использована для финала, и эти особенности просмотра сыграли свою роль.Вечером того же дня состоялось представление судейской коллегии и розыгрыш стартовых номеров. В 8:30 утра 13 числа был назначен сбор участников у станции гондольной канатной дороги.

Утро 13 числа встретило небольшим снегопадом и сильным ветром наверху, из-за чего новые подъемники не работали. Соревнования сразу перенесли на следующий день. Кто-то лежал на диване, кто-то пошел кататься на старый кресельным подъемник, а мы погуляли по поселку и окрестностям в поисках интересных спотов и немного пофотографировались. Вечером состоялся семинар по лавинной безопасности, который провел Сергей Веденин. Хотя большинство из участников прослушало немало лекций по данной тематике, семинар прошел очень интересно. Присутствовавшие гиды постоянно дополняли выступавшего и делились собственным опытом, также были показаны заставляющие задуматься достаточно жесткие кадры спасработ.

На следующий день большинство райдеров, прислушавшись к советам Гены Хрячкова, пришли к подъемнику в балаклавах и масках на лицо (которые, впрочем, несмотря на низкую лавинную опасность, были действительно актуальны во все дни соревнований из-за очень сильного ветра). Однако решение о проведении стартов сначала пернесли с 8:30 на 11:00, и в итоге старты снова отложили на следующий день. Надо отметить, что вывешенный в этот день порядок старта почему-то был составлен по алфавитному списку фамилий, а не по стартовым номерам, что вызвало некоторое недоумение. На следующий день этот недостаток исправили, изменив стартовый лист в соответствие с правилами FWQ (список по порядку стартовых номеров, с чередование бордер-лыжник). Новые  подъемники, на которые участникам давалась скидка в 50%, снова не работали, но большинство райдеров, и я в том числе, все же пошли кататься на старой канатной дороге. Организаторы также поехали инспектировать трассу. Условия в кулуарах над Русской поляной стали еще более жесткими и опасными, поэтому было принято решение проводить на этом месте финал, а квалификацию провести на более простом склоне. Место под квалификацию нашли под наработавшей старой канатной дорогой (Югославкой), с финишем на выкате у подъемников старого комплекса (т е к началу 5 очереди).

Вечером об этом было объявлено участникам, а также состоялся семинар по судейству по правилам FWQ. Берти Денерво, который был наблюдателем и главным судьей в лыжном зачете, рассказал о системе судейства по общему впечатлению, а также предложил собравшимся самостоятельно оценить проезды участников FWT этого года, с последующим разбором их проездов. Семинар прошел очень позитивно, хотя  просмотр роликов немного затянулся, потому что привыкший к быстрому интернету Берти скачивал их в онлайн-режиме с сайта FWT, откуда ролики французских райдеров почему-то грузиться отказались. После семинара оставшиеся слушатели посмотрели отличный фильм The Way I see it, повздыхав об  отличном  снеге, о котором мы могли только мечтать…

На следующий день, 15 февраля, старт соревнований наконец состоялся. Из-за сильного ветра гондольный подъемник поработал только некоторое время с утра, а шестиместное кресло пришлось остановить, только выпустив все кресла на линию. При этом я с несколькими участниками успел проехать до середины подъема, мы немного повисели, ведя интересную беседу о фильмах про замерзшие подъемники, после чего нас спустили вниз задним ходом. К счастью, старые подъемники как всегда работали. Старт перенесли с 10:30 на 12:00. Изначально планировался только просмотр трассы снизу и сверху, но после самовольного проезда нескольких участников ее открыли для просмотра со спуском сверху вниз, что позволило оценить состояние снега и места возможных прыжков (при сильном ветре и облачности сделать это снизу и сверху было затруднительно). Трасса представляла собой кулуар, ограниченный справа скальной грядой, а слева плавным перегибом склона. Перепад высот – около 150 метров, снег местами умеренно жесткий раскатанный, левее жесткие заструги. В самом кулуаре и левее было несколько выдутых желобов с переметенным мягким снегом, где можно было прыгнуть. Также внизу склона был перегиб с поперечной дороги на плоский выкат, который также давал возможность достаточно далеко прыгнуть.

В итоге старт был дан в 12:00. Первыми стартовали девушки, затем мужчины. Несмотря на свою простоту, склон позволял выявить общий уровень участников и отсеять слабо подготовленных райдеров. Лишь несколько сильных райдеров не прошли в финал по различным причинам (к примеру, Сергей Фурсов на просмотре травмировал плечо и ехал на обезболивающих, кто-то недостаточно ответственно подошел к заезду иди попытался чрезмерно удивить судей сверхвысокими прыжками). Надо отметить, что благодаря одновременной работе двух судейских бригад (лыжи и сноуборд) и чередованию райдеров из двух дисциплин на старте, и квалификацию и финал удалось проводить очень быстро и четко. Большинство райдеров выбрало правую линию по основному кулару, на дне которого была выдута труба, напоминающая хафпайп. Изнутри нее можно было выпрыгивать очень высоко, но с приземлением на плоский склон с неудобным углом, что и подвело многих. Я выбрал мене популярную линию слева, с более сложной верхней частью (из-за жестких ветровых застругов), но  более логичным вертикальным выдувом с карнизом в нижней части, и прыжком через перегиб внизу (который делали большинство), и попытался пройти ее по возможности максимально динамично и красиво.

Вечером на собрании были вывешены результаты квалификации. По ее итогам в финал прошли 10 сноубордистов, 12 лыжников и все участвовавшие девушки. В квалификации я занял 9 место и прошел в финал. Тут надо отметить, что оценки на квалификации выставлялись по другим критериям, чем в финале, поэтому сравнивать цифры баллов можно только внутри одного заезда и одной категории (лыжи/сноуборд, мужчины и женщины), между собой их сравнение бессмысленно. Из-за простоты склона, судьи в основном делили участников на три группы – выше среднего, средний уровень и ниже среднего.

Очень правильно, что организаторы в итоге приняли решение о допуске в финал не заранее определенного количества участников, а определять его исходя из результатов квалификации (изначально предполагалось брать строго 50 % участников в мужском зачете, что при плотной конкуренции и близком уровне райдеров в середине таблицы было бы не слишком справедливо и не способствовало повышению конкуренции в финале). Также на собрании прошла жеребьевка на старт финала. Я вытянул счастливый 13 номер :), чем огорчил Пашу Грудинина, известного как Паша 13. Финал, как и было объявлено ранее, решили проводить в кулуарах над Русской поляной. Перепад высот составлял около 150-200 м, справа (если смотреть сверху) трасса была ограничена узким кулуаром внизу, слева можно было использовать несколько кулуаров в пределах видимости судей.

16 февраля прошел финал. Погода наконец улучшилась, вышло солнце, а ветер несколько поутих. Хотя наверху подъемника все равно задувало, на месте старта ветер уже не слишком мешал, а на финише было тепло и безветренно. По видимости условия были очень хорошие, однако снег в месте проведения финала стал еще жестче, и даже имевшийся ранее мягкий передутый снег превратился в бетон. Ко времени старта верхний слой снега немного отпустило, что позволяло спокойно ехать с тупыми от обилия камней кантами (за 3 дня катания в Домбае канты у моих только что побывавших в сервисе лыж были затуплены напрочь). Перед стартом, который был назначен на 12:00, судьи разрешили участникам в целях безопасности проехать один раз по трассе, чтобы еще раз проверить изменившиеся снежные условия и просмотреть свою линию. В целом, условия для лыжников были вполне приемлемые, большинство застругов срезали при предыдущих проездах, поэтому можно было ехать быстро и агрессивно. Для сноуборда такие условия значительно сложнее, что было особенно заметно на примере девушек – даже очень сильные сноубордистки ехали достаточно медленно и осторожно. У мужчин сноубордистов скорости были значительно выше, но сложность склона проявилась в достаточно большом количестве помарок и падений. Как я уже писал выше, изначально место проведения финала рассматривалось как место для квалификации, из-за чего многие райдеры, и я в том числе, выбрали не самую сложную линию, с упором на контроль. Менять линию было уже поздно, поэтому изначально просматривавшие большие прыжки райдеры с Кавказа оказались в более выигрышном положении, а улучшившиеся условия по видимости и более заглаженные приземления сделали их возможными. Как и в квалификации, судейская бригада работала очень быстро, а благодаря достаточно высокому уровню райдеров и ответственному подходу к выбору линий, все прошло без серьезных падений и задержек — проезд 31 райдера занял всего 1 час!

Сами проезды описывать не буду надеюсь, скоро появится видео с соревнований, и можно будет все оценить вживую. Мой проезд включал прыжок со стенки кулуара вверху, прыжок на основной скальной гряде в середине и небольшой прыжок на стенке кулуара внизу. Относительно простая линия, принесшая однако 2 место Амину Кипкееву, сделавшему на среднем прыжке фронтфлип. Мне удалось проехать быстро и чисто, с хорошим контролем, но этого хватило лишь на 7 место. Для более высокого результата нужно было рисковать с большими прыжками, я же выбрал линию, которую мог проехать 100% без риска. Безусловно выделялся заезд Идриса Узденова – очень хорошая, оригинальная линия и уверенный, безостановочный проезд (хотя и с некоторыми недостатками по технике ведения лыж) – именно то, что высоко оценивают судьи по стандартам FWQ и FWT. Также хотелось бы отметить самое впечатляющее падение  Андрея Шкарпета. К счастью, все обошлось, а его невероятная скорость (в финале именно ее избыток и привел к падению) и владение лыжами запомнились всем.

И конечно, нельзя не отметить молодежный характер этих соревнований – победителю в лыжном зачете Идрису Узденову 19 лет, в Игорю Ильиных — 18, а Кипкееву Амину, по словам местной молодежи, и того меньше… Это райдеры, которые выросли уже в эпоху проведения соревнований по фрирайду и роста его популярности среди лыжников и сноубордистов, и именно это поколение, по видимому, будет задавать тон в ближайшем будущем.

К сожалению, у девушек в лыжном зачете уровень катания и конкуренции совсем не соответствовал уровню кубка России, однако у сноубордисток была очень интересная борьба и интрига сохранялась до момента награждения, да и на девушек на награждении было приятно посмотреть.

Надо отметить, что по работе судей на этапе в Домбае возникало минимум нареканий – оценки были достаточно адекватны, и всегда можно было подойти и спросить, почему было отдано предпочтение тому или иному райдеру. Конечно, какие-то недопонимания оставались (в частности, у многих, с кем я общался, было недоумение по поводу присуждения первого места у сноубордистов), но на соревнованиях по фрирайду это неизбежно, как и везде, где есть субъективные оценки.

В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на очень неблагоприятные погодные условия, первые в России рейтинговые соревнования Freeride World Qualifier успешно состоялись, за что мне как участнику хотелось бы поблагодарить организаторов, судей, спонсоров  и всех, кто помогал в проведении этапа.

Спасибо моему спонсору компании Halti за качественную одежду.

Метки: , , , ,



Добавить комментарий