Интервью: Константин Галат о поездке на Лофотенские острова

10.05.2012,

Незадолго до премьеры нового видео-эпизода, впечатлениями от поездки на Лофотенские острова поделился автор проекта RideThePlanet Константин Галат.

Как возникла идея поехать в это место — на Лофотенские острова?

Я уже неоднократно бывал в Норвегии — и зимой и летом в разных районах, и объективно, это одно из самых красивых природных мест на планете. Сочетание гор, воды, фьордов… Про Лофотены как уникальное место для фрирайда и бэккантри я впервые услышал уже много лет назад от своих норвежских приятелей-лыжников. И вот сейчас нам удалось там впервые побывать — покататься и попутешествовать.

Отличаются Лофотены от континентальной Норвегии?

Норвегия — довольно большая и разнообразная с точки зрения ландшафтов и климата страна. Северные и северо-восточные районы Норвегии находятся за полярным кругом, и природа там радикально отличается от юго-запада страны. Думаю, Лофотенский архипелаг более корректно сравнивать с центральными горными районами Норвегии, где находятся самые высокие горные массивы, ледники и обилие фьордов с северной стороны. Лофотены чем-то похожи на эту часть Норвегии, то же сочетание гор и воды во всех формах — фьорды, озера, открытые морские пространства. Но на Лофотенах все более компактно. Острова архипелага связаны отличными дорогами, идущими обычно по побережью, сложной системой тоннелей и мостов и поэтому, когда перемещаешься на машине, то картинка и ландшафты меняются очень быстро. Хочется отдельно отметить сложность и разнообразие горных рельефов на Лофотенах. Здесь очень трудно найти два одинаковых ущелья или массива — все горы, заливы и фьорды имеют совершенно разные формы. Суровые скальные бастионы могут соседствовать с пологими долинами или плато. Но на мой взгляд, в целом на архипелаге преобладают достаточно крутые склоны, со множеством скальных выходов, кулуаров. При том, что абсолютная высота горных массивов на Лофотенах не велика и редко превышает 1000 м н.у.м. — из-за того, что горы «вырастают» прямо из моря, залива или фьорда, часто довольно сложно на взгляд оценить масштаб и рельеф этих массивов. Поскольку на архипелаге преобладает морской климат, погода меняется довольно резко, причем иногда радикально — за какие-то полчаса пурга с сильным ветром и снегом может смениться солнцем и штилем. Пару раз за наше пребывание на Лофотенах мы в течение одного дня меняли районы катания из-за погоды. Где-то может быть свинцовое небо и снег, а буквально в 20 минутах на машине, через пару тоннелей и пару мостов, светить солнце.

Какие есть особенности катания на Лофотенах?

Горные рельефы на Лофотенах довольно сложные и разнообразные — здесь можно найти практически все: крутые кулуары с перепадом до 800 метров, спадающие от вершины к подножию, снежные поля со множеством микрорельефа, лесные зоны в нижней части склонов. И вся наша команда отметила, что эти горы не похожи ни на что, где нам до этого удалось побывать.

Очень здорово, что к большинству маршрутов для катания очень простой и короткий подход. Часто к понравившемуся склону можно подъехать на машине, буквально встегнуться в скитур или снегоступы и начать подъем прямо от паркинга на дороге. Районы и маршруты для катания можно просмотреть, просто поколесив по дорогам на машине.

Из-за близости моря и течения Гольфстрим на Лофотенском архипелаге достаточно мягкий климат для заполярных широт. Частые локальные циклоны приносят немало осадков, поэтому свежий снег весной — это здесь норма, как нас уверяли местные райдеры и гиды. Структура снега здесь тоже немного отличается от континентальных горных районов из-за небольших суточных перепадов температуры. И снег здесь часто переменчив, даже на одном маршруте. Чем дальше массив от моря или фьорда вглубь острова, тем суше, и более влажный вблизи побережья. Естественно, как и погода, снегообразование и лавинная обстановка в горах Лофотенских островов немного отличается от Кавказа или Альп.
Из-за полярных широт, весной на Лофотенах довольно длинный световой день и в марте-апреле-мае можно совершать подъемы и спуски с 7 утра до 7 часов вечера.

Естественно, как и в любых новых горах, чтобы понять рельефы, снег, экспозиции склонов и многое другое, нужно провести здесь довольно много времени. Поэтому для катания на островах в первое время лучше прибегнуть к помощи местных гидов, хорошо знающих районы и их особенности. Горы здесь не самые простые и довольно дикие, факт.

Проблема на Лофотенах одна — сделать выбор, глаза разбегаются. Думаю, на этом архипелаге можно провести, занимаясь бэккантри, всю жизнь и не повторяться с маршрутами. Архипелаг весь покрыт горами, и он не мал: чтобы проехать его с запада на восток на машине без остановок потребуется 5-6 часов… А останавливаться здесь хочется постоянно. В какой-то момент говоришь себе: «Всё, больше не останавливаюсь и не достаю фотокамеру. Просто еду вперед! Мы же планировали доехать сегодня в пункт А!»

Чем, кроме катания, можно заняться в снежное время на островах?

Если не кататься, то на Лофотенах просто путешествие по разным частям архипелага на машине захватывает — картинки постоянно меняются и завораживают. Можно заняться серфингом, со стороны Норвежского моря есть несколько хороших серф-спотов и станций. По словам местных серферов, волны здесь практически круглый год. Естественно, надо делать поправку на полярные широты, температуру воды и возвышающиеся прямо от песчаных морских пляжей снежные горы. К серфингу при температуре воздуха 0 градусов и температуре воды +7 надо быть морально готовым :) Местные серферы выглядели вполне довольными, пробултыхавшись в волнах при нас не менее часа под срывающимся с неба снегом. Мы же залезть в воду не решились…

На севере архипелага есть место, куда со всего мира приезжают люди посмотреть на китов. Киты на Лофотенах практически круглый год заходят во фьорды, и их часто можно наблюдать даже с берега. Вечером можно отправиться на морское побережье с широкими песчаными пляжами, и в случае удачи понаблюдать полярное сияние. Местных жителей очень часто можно встретить на беговых лыжах, на островах в долинах прокатано много трасс. И вообще, хочется отметить, что на островах, как и в других районах Норвегии, спорт, outdoor и здоровый образ жизни — в почете. В отличие от соседней Швеции, да и большинства стран, здесь запрещены снегоходы и вертолеты для катания, поскольку, по мнению местных, они нарушают экологию. И вообще, нам показалось, что люди, их жилища, поселки и образ жизни как-то очень гармонично вписаны в эти суровые северные ландшафты. А освоение Лофотенских островов началось уже очень давно, около тысячи лет назад здесь появились первые рыбацкие поселения, рыболовецкий промысел и сейчас остается основным занятием на архипелаге.

Команда проекта благодарит за поддержку партнеров:
НТВ-ПЛЮС, Geo, Триал-Спорт, Subaru, Пятый Океан, Video.Mail.Ru, Nivea For Men, Одноклассники, Snowpulse, Capo, Visit Norway.
Информационные партнеры: «Вертикальный Мир», «Полный Привод 4х4»,  «Риск Онсайт».
Интернет-поддержка: ski.ru, twintip.ru, risk.ru, powderday.ru, free2ride.ru, extreme.sport-express.ru.

Оригинал: http://www.ridetheplanet.ru/kg_lofoten/

Метки: , , ,



Добавить комментарий