Снаряжение для фрирайд-скитура. Любишь кататься — люби и пешком ходить

22.10.2012,

Все фрирайдеры любят паудер. Это факт.

Снега в мире становится все меньше, а людей с широкими лыжами все больше. Это тоже факт, но грустный.

Как быстро раскатывают склоны большого курорта после хорошего снегопада? Пара-тройка часов. И что же делать потом? Отрабатывать технику езды по расколбасу и буграм? Ну уж нет. Не знаю как вы, а я бугры не люблю, пушистый и мягкий снежок мне куда ближе. И даже когда все вокруг раскатано, всегда можно найти места с пухляком. Надо только не лениться немного ходить ногами. Обычная история, когда в пределах 10-15 минут ходьбы от подъемника еще есть нетронутые склоны. А еще бывает вариант прямо от подъемника съехать немного в сторонку, но потом топать до нижней станции те же 10-15 минут. Пешком? На лыжах с пристегнутой пяткой? Возить на рюкзаке снегоступы? Все это неудобно, тяжело, а, зачастую, просто невозможно. И тут на помощь нам приходит скитур.

Какие у вас возникают ассоциации при слове скитур? Дяди с большими рюкзаками, идущие в зимний поход на 3 недели? Или альпинисты с узкими лыжами и креплениями из металлических скобок? Ассоциации у все свои, и вы все правы. Современный скитур (английское  ski  touring) подразделяется на множество видов:  нордик, алпайн, телемарк. Но нас не интересуют лыжные походы или спуски с Эвереста. Нас интересует тот скитур, который дает нам дополнительные возможности при катании вне трасс. Снаряжение, которое не только дарит нам свободу передвижения, но и столь же надежно, как обычное горнолыжное.

Итак, начнем. Первое —  это, конечно, лыжи. И тут нет никаких различий или предпочтений. Те лыжи, на которых вы обычно катаетесь вне трасс, в зависимости от места, снега, рельефа, и будут основой вашего скитур -комплекта. Если вы любитель катания по самому глубокому паудеру — берите лыжи с талией 125. Если вы лыжник-универсал, и талия ваших лыж 100-110 — берем их.

Конечно, тут есть нюансы. Желательно, чтобы лыжи были не очень тяжелыми, нам все-таки придется иногда ходить на них. Желательно, чтобы у них отсутствовал задний рокер или был совсем небольшим, иначе площадь контакта лыж со снегом будет маленькой, а это мешает подъему. Передний рокер  в большинстве случаев не проблема, к тому же вы наверняка не будете скитурить на таких лыжах по жесткому снегу.   У лыж из моих скитур комплектов были талии и в 100 и в 127 мм, и в каждом случае это работало в соответствующих условиях.

Идем далее и логично переходим к креплениям. Здесь я расскажу о «катальных» скитур- креплениях, т.е. тех, которые  подразумевают больше катания, чем хождения, и подходят, в том числе, для обычных горнолыжных ботинок.

Немного истории. Крепления для скитура в привычном нам виде существуют очень давно. Но до недавних пор они были нацелены именно на ходьбу и в катании не отвечали требованиям полноценных горнолыжных креплений. Хотя, были исключения. С середины 80-х и до начала 90-х серийно выпускались крепления Petzl 8007 (позже переименованные в Sk’Alp 8007), сделанные на основе Salomon 447. Для катания — стандартные крепления, для ходьбы пятка сдвигалась назад, и носок ботинка вставал в отдельную дужку. Очень интересное решение и весьма эффективное.

В 1995 году произошел прорыв. Скитур-крепления, по безопасности соответствующие   горнолыжным — Fritschi Diamir Titanal. Они, конечно, не годились для соревнований по фрирайду (тогда говорили — экстриму), но для катания были вполне достаточны.

В начале 2000-х, та же компания Фритчи выпустила модель креплений, больше ориентированных на катание — Fritschi Diamir Freeride.

Усиленная конструкция, 12 DIN, это уже было серьезное катальное крепление, при этом с полноценной «ходильной» функцией.

Вскоре после этого события часть инженеров компании ушла в свободное плавание, они разработали и в 2003 году стали выпускать крепление Naxo. Принципиально  конструкция соответствовала Фритчи за одним исключением. Передняя часть состояла из двух шарниров, которые при ходьбе имитировали обычную походку человека и сгибание ступни в плюсне.

Ходить на этих крепления было действительно удобнее, я это проверил на себе, купив одну из первых пар в России. Но вот в надежности при катании они сильно уступали Fritschi Freeride. Разваливались передние головки, отлетали скистопы.  Компания пыталась модернизировать крепления, выпускала усиленные варианты. В попытке спасти производство в 2006 Naxo была продана норвежской компании Rottefella, и крепления выпускались до 2009 года. Была модификация с усилием в 13 DIN, эти же крепления выпускались для Rossignol/Dynastar, но изначальные проблемы с невысокой надежностью креплений исправить не удалось. Производство было свернуто, и бренд почил в бозе.

Фритчи тоже не дремала  и в 2006 выпустила модификацию модели Фрирайд — Diamir Freeride Plus (c 2009 года — Freeride Pro). Дополнительные вставки в центральной части, увеличивающие торсионную жесткость, модернизированное крепление пятки — все это существенно усиливало модель и делало это крепление практически полноценным инструментом для серьезного фрирайда.

Казалось бы, борьба брендов закончена, ничего нового уже не придумать. И тут грянул гром. Marker анонсировал модель Duke, бескомпромиссное оружие для «скитурящих фрирайдеров».

Первое крепление для скитура, ориентированное на спуск: все ради спуска, подъем вторичен. И Маркер попал в точку. Усилие в 16 DIN, много металла (и никакого олдскульного вида!), все серьезно. Конечно, это не самое легкое крепление, но оно позволяет кататься без оглядки на «скитуровость». И оно не очень удобное: для переключения режимов «ходьба-катание» надо выстегивать ботинок, но это скорее дело привычки и дополнительных 20-30 секунд.

Позже, Маркер сделал вариант попроще — Baron, с усилием в 13 DIN и немного легче.

И до недавних пор Маркер царствовал на рынке с этими креплениями (недаром их названия переводятся как «герцог» и «барон»), попутно добавив в линейку модель Tour, сделанную по той же схеме, но существенно облегченную. Tour уже играло на одном поле с Fritschi Freeride Pro (по весу), но было более «катальным», если можно так выразиться.

Небольшое историческое отступление. С 1982 по 1985 Маркер уже делал скитур-крепление, оно называлось Marker M-Tour и было весьма неплохим (по отзывам). Для интересующихся подробностями — Google в помощь.

Другие производители креплений были не столь расторопны. Salomon анонсировал свое фрирайд-скитур крепление еще в прошлом году, а в продажу оно поступило только что. Salomon Guardian 16, так же продающееся, как  Atomic Tracker 16 или Scott Guardian 16. Отличие от Duke — меньшая высота крепления (ботинок ближе к лыже), переключение режима ходьба-катание происходит без выстегивания ботинка. Но в то же время это самое тяжелое крепление этой серии на рынке.

В этом сезоне спохватилась и Tyrolia/HEAD. Всем предлагается купить крепление Tyrolia  Adrenalin 16, но «живьем» его пока никто не видел, тесты не проводил. Возможно, в этом сезоне оно и не поступит в продажу, а будет тестироваться заводской командой (как это было с Саломоном), поживем-увидим.

Но и старина Маркер не остается в стороне. Duke теперь в новой (на мой взгляд, очень стильной)раскраске и с технологией EPF — Extended Power Frame. Рама крепления стала шире и лучше передает усилие на лыжу.

Впрочем, подробные характеристики креплений вы можете прочитать на сайтах производителей. А в конце статьи вы найдете сравнительную таблицу по нескольким основным параметрам всех выпускающихся креплений для фрирайд-скитура.

А теперь несколько альтернативных вариантов того, как стандартные горнолыжные крепления превратить в скитур.

Вариант первый и весьма известный — адаптеры для скитура. Они существуют с начала 80-х годов, на данный момент выпускается одна модель — BCA Alpine Trekker. Адаптеры относительно просты в использовании: встегнул в крепление, встегнулся сам и пошел. На вершине выстегнул из креплений, положил в рюкзак, поехал вниз. Минусы адаптеров: дополнительный вес, очень высокая посадка ботинка и, как следствие, сложность при ходьбе траверсами (даже в мягком снегу) и высокая вероятность поломки адаптера или крепления (большой рычаг). Я сам ходил с адаптерами и наблюдал за их использованием со стороны. Мое заключение: если 1-2 раза в год ходить по полчаса, то адаптеры ОК. А если чаще и дольше, то при современном выборе скитур-фрирайд креплений, смысла в адаптерах нет никакого.

Другой вариант предлагает американская компания MFD — пластина MFD ALLTIME. По сути, адаптер наоборот. Пластина монтируется на лыжу, и является скитур составляющей. Впереди шарнир, сзади замок, подпятник и т.д. Четыре типа под разные крепления — Salomon, LOOK, Tyrolia, Marker. Крепления ставятся на винты. Катаетесь в своих обычных и привычных креплениях, а для ходьбы отстегиваете пятку пластины и вперед. Решение интересное и отлично подходит для тех, кто не готов расстаться со своими любимыми железными креплениями. Но есть одно НО. Вес одной (!) пластины  600 граммов. С тяжелой фрирайдовой лыжей и такими же нелегкими креплениями комплект начинает весить как железнодорожная рельса. А с появлением скитур-фрирайд креплений у Маркера, Саломона и Тиролии, такой вариант можно посоветовать лишь большим поклонникам LOOK.

Итак, лыжи у нас есть, крепления вы выбрали, что дальше? А дальше попробуйте переключить крепления в режим «ходьба» и начать подъем по заснеженному склону. Конечно, ничего у вас не получится. Лыжи будут скользить назад, и с каждым вашим шагом вы будете съезжать на два.

И тут нас выручит камус. Давным-давно камусом называлась шкура нижней части ног животных  семейства оленевых (северный олень, лось, косуля)  или ластоногих (нерпа).

Шкуру прибивают к охотничьим лыжам, при этом ворс должен идти в направлении пятки лыжи. Вперед лыжа скользит, а при движении назад ее начинают тормозить поднимающиеся волоски шкуры.  Известен этот способ с таких незапамятных времен (жители Севера использовали камус в свой повседневной жизни), что и лезть в эту историю смысла не имеет.

Но вернемся в современный мир. Сегодня не надо убивать животных ради шкуры. Есть превосходные синтетические материалы, выполняющие ту же роль. Скользят  и держат они лучше, а так же прочнее на износ. Можно подобрать подходящую модель по материалу, по ширине, способу крепления и т.д. Некоторые производители лыж, например К2, выпускают уже готовый камус для некоторых моделей, обрезанный по геометрии лыжи в заводских условиях.

Так же  не надо прибивать камусы к лыжам. Все они имеют носочный и пяточный крепеж а также клеевой слой (с обратной от ворса стороны) и позволяют приклеивать их на лыжи много-много раз. Срок службы камуса при умеренной эксплуатации (10-15 дней в году) составляет, как минимум, 5 лет. Если состарился/загрязнился клей, но ворс еще в хорошем состоянии, клей можно поменять.

Основные производители камуса: Black Diamond, G3, Colltex, Pomoca, BCA, впрочем, ими список не ограничивается.

Основные моменты при выборе камуса (общие сведения):

Материалы

Камус бывает из синтетического ворса, натурального или смешанного. Как правило, синтетика более износоустойчива, лучше держит на жестком снегу, но хуже скользит. Натуральный ворс хорошо скользит, но хуже держит. Смесь, очевидно, плохо скользит и плохо держит. Шутка.

Способ крепления к лыже (носок и пятка)

У всех производителей свои идеи на этот счет. На мой взгляд, одна из лучших систем у канадской компании G3. У них же есть хорошее решение крепления пятки на лыжах твинтип, когда стандартный крючок зацепить проблематично. Впрочем, остальные камусы тоже неплохи, выбирать вам.   Не забывайте сравнивать ширину и форму  вашей лыжи в носке и размеры переднего крепежа камуса.

Важный момент. Если камус сделан производителем лыж, то скорее всего он подойдет только к лыжам этой же фирмы по способу крепления. А еще он может быть уже вырезан под геометрию определенной модели. Крепление камуса, конечно, можно переделать, но смысла в этом большого нет, проще изначально купить универсальный набор.

Ширина лыжи

В идеале, камус должен закрывать всю скользящую поверхность, отступая от канта внутрь лыжи на 2-3 миллиметра (чтобы оставить кант открытым и рабочим). Так что ширину камуса надо подбирать ориентируясь на ширину носка лыжи.

Ну вот. У нас есть лыжи, на них установлены крепления, вырезан камус. Этого уже достаточно для непродолжительного скитура и спусков по нетронутым склонам.

Есть еще вопрос с ботинками. До недавнего времени выбор был невелик: обычные фрирайдовые ботинки, или модели для фрирайд-скитура, которые выпускали исконно скитуровские Scarpa и Garmont.

Плюсы скитур-фрирайд моделей — переключатель «ходьба-катание»,  который освобождает голенище и дает возможность комфортно идти в течение длительного времени, подошва Vibram (или аналог), с которой удобно лазать по камням, жесткому снегу и т.д.

Сегодняшний фрирайд-ботинок почти у всех производителей имеет эти опции. Саломон, Атомик, Фишер, Далбелло, Техника и все те же старые и добрые Скарпа и Гармонт.  Все эти ботинки выпускаются в ассортименте с разной жесткостью, и найти подходящий по всем параметрам не составит труда. Кататься в этих моделях так же хорошо и приятно, как и в самых жестких фрирайдовых, но вот ходить-скитурить гораздо легче и комфортнее.

 

Теперь дело за малым — научиться всем этим снаряжением пользоваться, и вперед, к бескрайним полям целины.

Только не забывайте о лавинной безопасности. Лавинное снаряжение (плюс  умение его использовать) и холодная голова на плечах — залог долгого и счастливого катания.

Хорошего и безопасного вам сезона!

Ваш гид, Григорий Минцев.

 

Сравнительная таблица отдельных технических характеристик «скитур-фрирайд» креплений. Информация с официальных сайтов производителей.

 

Модель креплений Усилие DIN Вес за пару, в граммах, включая скистопы/шурупы
Если не указано иное, вес дан для размера S
Высота крепления (расстояние от лыжи до подошвы ботинка) Размеры креплений. Обозначение и возможный диапазон длины подошвы ботинка
Marker Duke 6-16 2780 36 мм S 265-325mm
L 305-365mm
Marker Baron 4-13 2450 36 мм S 265-325mm
L 305-365mm
Marker Tour F12 4-12 2080 36 мм S 265-325mm
L 305-365mm
Marker Tour F10 3-10 2015 36 мм S 265-325mm
L 305-365mm
Salomon Guardian 16 /Atomic Tracker 16 7-16 2960 26 мм. S 260-320mm
L 305-360mm
Tyrolia Adrenalin 16 5-16 2620 36 мм S 270-330mm
L 300-360 mm
Fritschi Freeride Pro 4-12 2045 (размер М) 39 мм SM 260–315 mm
ML 285–340 mm
XL 330–365 mm
BCA Alpine Trekker 1230 Нет данных
MFD ALLTIME 1200 Нет данных SM 267 – 320mm
LG 310 – 350mm

 

Об авторе

Григорий Минцев, лыжный гид. Работает в России, Франции, Японии. Скитур, фрирайд, хелиски, лавинные курсы и любые другие виды активности, связанные со снегом и лыжами.

Сайт — www.mountainadventure.ru

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,



Комментарии к Снаряжение для фрирайд-скитура. Любишь кататься — люби и пешком ходить:

  1. кэп 22.10.2012 в 18:37 Ответить

    Фрирайд знаю, ски-тур/ски-альпинизм, бэккантри… Фрирайд — ски-тур? 0_о Нет не слышал…

    Хотя фэнтезийное название пожалуй единственный недостаток статьи.

  2. Григорий Минцев 22.10.2012 в 18:51 Ответить

    Спасибо, кэп.
    Только таких слов как Фрирайд, Скитур, Скиальпинизм, Бэккантри — нет в русском языке официально, а неофициально мы их используем относительно недавно. Они заимствованы, и пишем мы их не как в английском (тире/пробелы). А вот выражение freeride ski tour в английском есть, и я его просто заимствовал. Так растет и полнится любой язык.

  3. PowderDay.ru 22.10.2012 в 20:35 Ответить

    В продолжение статьи Григорий Минцев ответит на ваши вопросы в форуме: http://www.powderday.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=503&sid=372dc46e9ff741c0d74341ca4c5225c1
    Спрашивайте, не стесняйтесь!
    Собираем вопросы неделю, потом опубликуем на них ответы в новой статье.

  4. Валерий 23.10.2012 в 02:34 Ответить

    право, это исследовательская работа.хорошая.Но: 1-нестесняйтесь добавлять мнения и наших лучших райдеров\напр. Ханкевич\ 2-по лыжам поподробнее бы 3-всетаки крепления, как и альпинистское снаряжение НЕ МОЖЕТ МОЖНО ИЛИ НЕТ—нужна категоричность и запрет

  5. Григорий Минцев 23.10.2012 в 07:37 Ответить

    Спасибо.
    Данная статья это обзор рынка с небольшим историческим экскурсом, просьба ее воспринимать такой, какая она есть. Мое мнение отчасти присутствует в статье.
    Каждый райдер/гид/лыжник имеет право написать свою статью или комментарии к моей, у меня конечно нет возможности опрашивать всех и потом компилировать ответы.
    Про лыжи никаких подробностей сообщить не могу. Берете ВАШУ фрирайдовую лыжу и ставите на нее скитур, все просто. Если не выбрали лыжи — это в профильные форумы, тут я ничем не помогу (разве что при личной встрече ))
    Никаких запретов. Это обзор (с налетом личного мнения). Я катался практически на всех креплениях из обзора. У меня не было никаких проблем, даже с NAXO. Каждое крепления может сломаться, но когда кол-во сломанных не составляет и 1% от объема продаж, это ничтожно, и у меня нет оснований что-то «не рекомендовать», тем более запрещать.

  6. Аноним 23.10.2012 в 12:38 Ответить

    Про райдеры обычно стараются давать положительный отклик о выдаваемой им матчасти. То же самое можно сказать о такой схеме» давай мы дадим тебе Это, а ты протестируешь и напишешь отзыв об ЭТОМ».
    Редкий храбрец или борец за справедливость смело укажет недостатки модели.
    Еше в статье не показан другой тип креплений: типа таких
    http://www.backcountry.com/dynafit-tlt-radical-st-binding
    Они легче, и почти на всех ботинках для скитура есть пазы для подобной системы крепления.

    • KED 24.10.2012 в 11:24 Ответить

      Да уж! Динафиты совершенно незаслуженно забыли! А ведь это очень хорошее, легкое и надежное крепление. Ну и соответственно к ним ботинки с пазами — сейчас их делают очень многие производители.
      Этой весной во время скитура я видела десятки европейских скитурщиков, среди которых были и прекрасные лыжники, профессиональные лыжные гиды, катающиеся агрессивно и с прыжками — все были на крепах Dynafit. И все подтверждали, что доверяют этому крепежу.

    • Григорий Минцев 24.10.2012 в 13:28 Ответить

      В данной статье рассматривались крепления для катания и кратковременного скитура, так называемый «фрирайд-скитур». Обязательное условие — совместимость со стандартным горнолыжным ботинком.
      Крепления Dynafit являются креплениями из серии touring, т.е. классический скитур, даже верхние модели (позиционирование производителя). В большинстве своем, к ним не подходят обычные горнолыжные ботинки (даже из фрирайд-серий). И самое главное — крепления Dynafit не соответствуют стандартам TUV как горнолыжные крепления (в отличии от всех моделей в обзоре). Поэтому, несмотря на все их многочисленные плюсы (я сам использую такие половину катального времени), их и нет в этой статье. Будет материал о классическом скитуре, будет и обзор динафитов.
      Впрочем, это не мешает вам написать собственную статью на тему, куда вы сможете включить Динафиты и любые другие крепления )).

  7. Аноним 26.10.2012 в 00:50 Ответить

    те на динафитах фрирайдить нельзя? видели, как катаются буржуи на динафитах с очень серьезных горок.

    • KED 26.10.2012 в 20:59 Ответить

      В том-то и дело, что очень даже можно. Я же писала выше: Этой весной во время скитура я видела десятки европейских скитурщиков, среди которых были и прекрасные лыжники, профессиональные лыжные гиды, катающиеся агрессивно и с прыжками — все были на крепах Dynafit. И все подтверждали, что доверяют этому крепежу.

  8. Василиса 28.10.2012 в 16:30 Ответить

    Очевидно, что автор никогда не ходил в лес и в горы с большими рюкзаками. Иначе он всяко упомянул бы полужесткие лыжные крепления на пружинах или тросиках. Они подходят абсолютно к любому типу обуви и абсолютно безопасны, потому как при падении просто соскакивает пружина с ботинка и крепления. Имею опыт восхождений и спусков с очень крутых гор на лыжах с таким типом креплений. И есть много свидетелей, готовых это подтвердить.
    А Динафит- отстой, к нему нужны какие-то специальные ботинки.

    • Rage 25.06.2013 в 15:03 Ответить

      Очевидно, Василиса не понимает о чем тут идет речь. Бэккантри — это не пешие походы по лесу в стиле «советского туризма», а fast and light. «спусков с очень крутых гор на лыжах» — т.е сползания в задней стойке боком.
      «А Динафит- отстой, к нему нужны какие-то специальные ботинки» Динафит — это лучшее, что может быть в бэккантри. Накопите денег да попробуйте, незачем тут опускать то, о чем нет ни малейшего понятия.

  9. Роб 30.10.2012 в 12:32 Ответить

    Не упомянули еще одну новинку рынка камусов — бесклеевые камуса Gecko. В прошлом сезоне всего несколько раз ходил, поэтому сложно составить объемный отзыв, но по первым впечатления они неплохо работают и значительно удобнее в использовании по сравнению с традиционными клеевыми.

    • Пафнутий 31.10.2012 в 15:57 Ответить

      Много раз видел ролики-шмолики про этот камус, так и не понял, за счёт чего липнет на всё сподряд, если клея нету?

  10. Мах 01.11.2012 в 01:11 Ответить

    Роб, а ты где камус этот покупал?

  11. Роб 01.11.2012 в 14:07 Ответить

    Покупал в Киеве, вот здесь http://www.visdistribution.com/catalog/Ski+skins/
    Он сделан из какого-то высокомолекулярного материала, липнет ко всем гладким поверхностям, хотя следов не оставляет даже на стекле. по схожему принципу работают китайские противоскользящие коврики на автомобильную панель (для телефонов, пачек сигарет и всякой мелочи)
    он у меня немного засорился во время подгонки, легко помылся под проточной водой.
    работает на 20-градусном морозе, причем несколько раз поднимались-спускались. главное — отсутствие снега на скользяке и крупных капель воды. желательно просушить после использования и хранить склеенными друг к другу. в первый день использования перетяул ремешок на пятке и оторвал его — камус держался на пятке только за счет этой «липучки»

  12. Григорий Минцев 03.11.2012 в 16:16 Ответить

    Роб, ваша правда, про Гекко не упомянул. Но это лишь общий обзор, когда буду писать отдельную статью про камуса, напиши и про этого производителя.
    И кстати, Гекко хорош, но с ним есть одна серьезная проблема — он хуже (по сравнению с другими камусами) клеится второй, третий и так далее разы в течении дня. А в определенных ситуациях клей перестает работать вообще. И крепление пятки весьма неудачное, вы не единственный у кого оно быстро порвалось.

  13. Григорий Минцев 03.11.2012 в 16:20 Ответить

    Василиса, спасибо за емкий и интересный комментарий. Сразу видно, что вы очень внимательно прочитали статью и комментарии.
    И насчет Динафита вы абсолютно правы, даже не понимаю теперь, что в нем находят десятки тысяч лыжников во всем мире.
    Удачи вам в восхождениях и спусках с крутых гор.

  14. Роб 03.11.2012 в 21:16 Ответить

    Григорий, не стану утверждать, что это не так (о плохом приставании при последующих снятии-одевании), но на протяжении дня я 3 раза поднимался и спускался и не заметил значительного ухудшения. В любом случае, идеального снаряжения еще не придумали и каждому стоит взвесить все преимущества и недостатки оборудования. Для меня важнее удобство использования, поскольку не так часто приходится ски-турить, скорее sidecountry) Проблемы с креплением пятки решаются покупкой копеечных адаптеров (G3, например).
    Спасибо за интересный и полезный обзор!

    • Григорий Минцев 04.11.2012 в 07:40 Ответить

      Роб, информация которую я привел, это компиляция очень многих отзывов, в основном в США и Канаде, за прошлый сезон. Конечно, она не отражает 100% картины, а скорее тенденцию. Я сам был свидетелем того, как Гекко отлично клеились по несколько раз, а в другой ситуации отказывались клеиться совсем. Но я рад, что у вас опыт положительный ). Насчет пятки все верно.

  15. Мах 05.11.2012 в 00:05 Ответить

    А кто-нибудь знает, где этого Гекко в Москве посмотреть-купить? А то coll-tex мой поизносился уже.

  16. Григорий Минцев 05.11.2012 в 10:25 Ответить

    В РФ представительства нет. Интернет магазины рулят.

  17. Григорий Минцев 05.11.2012 в 10:25 Ответить
  18. Мах 06.11.2012 в 00:40 Ответить

    Спасибо! В интернете я, конечно, уже много посмотрел про них всего.Только в Москве не нашел. Хотелось бы их «живьем» посмотреть, но видимо никто не возит.

  19. легкий райдер 27.11.2012 в 03:19 Ответить

    Поддержу Василису, тросиковое крепло — это наше фьсьо! Сомневающимся в этом советую посмотреть фильмец «time machine», кажись итальянский, где обладатель пары таких лыж весело надирал всех хрирайдеров будущего. Так что эти все обзоры новинок — не более чем обзоры костылей-подпорок УТЦЛБ (упаднической техно-цивилизации лыжников-биороботов).

  20. tekkman 07.12.2012 в 12:54 Ответить

    Классная статья! спасибо!

  21. andye 09.12.2012 в 00:43 Ответить

    По поводу камуса Гекко. Из описания на материнском сайте я понял, что клея на нём нет. Он работает за счёт эффекта присасывания к гладкой поверхности — как присоски для зановесок на стекле.
    Прочтите вот это ревю (англо текст) «http://www.wildsnow.com/6281/gecko-skins-review/» и не поленитесь перечитать отзывы после статьи!
    Если я всё правильно понял, то прочность самого адгезивного материала в этом камусе НИЖЕ чем усилие, которое нужно приложить к этому материалу для того, что бы оторвать его от лыжы. В результате он постепенно чисто физически разрушается — его частицы остаются на поверхности скользяка. В результате нарушается целостность поверхности камуса — на ней образуются раковины, которые в дальнейшем снижают площадь контакта камуса с лыжей. Во время дальнейшей ходьбы, в особенности экстремальной — на тяжёлом рельефе, то что осталось подвергается повышенной нагрузке, микроповреждения растут — износ прогрессирует и т.д.
    В таком случае для простейших любительских (не частых) подъёмов он покатит. Для уровня профи (часто) и туринга (ещё чаще :)) он не годится. Во всяком случае пока — пока разработчики не подберут клёвый материал на адгезивный слой. Как средство для борьбы с данным проявлением, имхо, камус снимать медленно! а не отрывать одним гусарским движением. И ещё одно предположение. Вспомните — для того, что бы оторвать резиновую липучку от стекла достаточно чуть отколупнуть кромку. Воздух проникает внутрь и резинка отваливается сама. Тогда, этот камус нужно не отрывать от лыжы поперечным движением (перпендикулярно от скользяка), а не спеша тянуть за конец вдоль скользяка, постепенно оттягивая «кромки микролипучек» и запуская под них воздух.
    Возможно кому то вся моя писанина покажется слишком заумной и заморочливой, но я думаю, что физика всего этого Гекковского процесса выглядит именно так.

  22. Дмитрий 31.01.2016 в 15:16 Ответить

    Добрый день , посоветуйте крепление для лыж Carbon95 — http://store.goode.com/carbon-95/

Добавить комментарий