Особенности снаряжения для бэккантри. Часть I.

04.05.2011,

Что такое бэккантри? На наш взгляд, это и есть фрирайд в чистом виде. Это истинная любовь к снегу, заснеженным пикам гор, а не катание на дорогом курорте, которое все больше превращается в смотр последних моделей горнолыжного/сноубордического снаряжения и одежды.
Это приключение длиною в час или несколько дней, в зависимости от района. Каждый ищет в этом что-то своё. Кто-то хочет побыть наедине с собой, кто-то потусоваться с друзьями.
Уйти от раскатанных трасс в поиске нетронутого склона, заглянуть в соседнее ущелье, насладиться видом диких гор или просто побыть в тишине. Именно на бэккантри понимаешь цену хорошего спуска.

Это похоже чем-то на альпинизм, только в конце ты получаешь кусочек сладкого торта.
Бэккантри доступно для каждого, в отличие от хели-ски здесь ты сам себе хозяин и волен выбирать, куда идти и откуда катиться.
Но, собираясь уйти подальше от подъемников и цивилизации, чтобы найти свою линию на склоне понравившейся горы, вы начинаете играть совсем в другую игру.
Кроме тех навыков, которые помогут подняться и спуститься с выбранного маршрута, придется взять на себя ответственность за благополучие и жизнь не только свою, но и своих товарищей. Новые районы таят в себе много неожиданностей, так как в описаниях бывает сложно найти какие-либо данные о состоянии маршрута в зимнее или весеннее время. А это означает, что нужны знания и оборудование для самостоятельного передвижения и эвакуации, потому что вы не можете рассчитывать на то, что помощь прибудет быстро. Для чего мы и решили немного подробнее написать о том снаряжении, которое может понадобиться для катания бэккантри.

snowpulse катя коровина

Лавинное снаряжение
Лавинный датчик, щуп, лопата, лавинный рюкзак. Наверное, здесь комментарии излишни. На просторах интернета и в специализированных журналах можно найти массу информации о лавинном снаряжении, что может являться предметом отдельной обширной статьи.

Снаряжение для подъема и спуска

Снегоступы:
Это вероятно, самое дешевое и наиболее широко используемое снаряжение, чтобы подняться по глубокому снегу на вершину горы перед спуском. Они достаточно надежны, облегчают подъем и передвижение по снегу и тонкой корке, легко крепятся к рюкзаку на спуске. Также, за счет подставки под пятку, немного облегчают подъем по крутым склонам. Глобально распространены два типа снегоступов: рамные и с жесткой пластиковой декой. Первые популярны у охотников и лесных путешественников. За счет большой площади опоры они хорошо держат на мягком снегу, но плохо подходят для пересеченной местности, а уж тем более для бэккантри. Поэтому в условиях гор используют жесткие. Выбор не особенно велик. TSL Rando 225 (TSL Rando 226 их новая модификация) уже ставшая классикой модель, компактная и универсальная. TSL Escape 227 практически то же самое, только с более привычными сноубордическими стрепами и чуть большего размера, оптимально для тяжеловесов. У обеих моделей есть выдвигающиеся кошки, штыри на подошве и компенсаторы подъема. В принципе, снегоступы для сноубордиста важны не меньше чем доска. И зачастую на них проводишь больше времени, чем на сноуборде.

Скитурное оборудование:
В комплект для ски-тура входят горные лыжи, как обычные, так и специальные туринговые, камуса, ботинки, туринговые крепления (например, из этих http://life.ice-age.ru/?p=1624) ну или адаптеры.
Самая популярная модель адаптеров для креплений и на сегодня — это Alpine Trekker Touring Аdaptor фирмы ВСА . Адаптеры хороши тем, что их можно встегивать в абсолютно любые стандартные горнолыжные крепления. А поднявшись, вы их просто снимаете, убираете в рюкзак и спускаетесь на своих привычных горнолыжных креплениях, которым доверяете. Но здесь есть минус в том, что в адптерах стоять вы будете достаточно высоко, идвижения при ходьбе будут не такими естественными, как в ски-турных креплениях. Наверное, это оптимальный вариант, когда вы больше катаетесь, чем ходите, и приобретать отдельно достаточно дорогие туринговые крепления мотивации не хватает. В остальных случаях больше подойдут туринговые крепления.
Основные марки камуса или “climbing skin”, которые можно найти в России — это Coll-Tex, Pomoca и Montana. Сейчас чаще используют камуса на клеевой основе, которые крепятся с помощью специальных зажимов-крючков. Самый удобный в этом плане камус с системой Cam Lock, который наиболее жестко крепит камус и не имеет подверженных износу резиновых элементов. Камуса должны точно повторять геометрию лыж, и ни в коем случает не быть шире и не торчать по краям. Поэтому в комплекте с комусами обычно продается специальный инструмент cut-to-size, который позволяет отрезать камус по ширине лыжи, таким образом, чтобы камус не закрывал канты, которые пригодятся на жестких траверсах. Для широких фрирайдных лыж можно найти либо просто широкие камуса, либо камуса, состоящие из 2-х половинок, которые крепятся вдоль канта, а не по ширине, что позволяет сэкономить, так как широкий камус стоит не дешево и весит больше. Камуса вещь капризная и выбирать их надо тщательно, чтобы потом не было мучительно неудобно. На эту тему интернет вам в помощь, например неплохой материал про камуса написан тут. На особенно жестком и крутом склоне камус может проскальзывать, для чего можно использовать кошки для креплений ски-тур/фрирайд, которые сильно расширяют диапозон передвижений на камусах.
Ботинки можно использовать обычные горнолыжные или же специально предназначенные для ски-тура. Скитурные ботинки обычно имеют резиновую подошву, как у альпинистких или треккиноговых горных ботинок, переключение режимов ходьба-катание и отличаются небольшим весом, что в совокупности значительно облегчает процесс подъема и ходьбы. В среднем жесткость скитурных ботинок существенно меньше, чем классических горнолыжных. Альтернативой могут быть фрирайдные ботинки Scarpa с плоской подошвой, которая, тем не менее сделана из Vibram. Также сменные язычки позволяют регулировать жесткость ботинка (до 95-100). Эти ботинки заточены под спуск, но в том числе удобны и для скитура, благодаря режиму ходьба/катание.

skitour bindings

Ски-тур оборудование намного удобнее и универсальнее снегоступов. С таким снаряжение вы сможете преодолеть практически любой склон. А если будет совсем круто, то пристегнете лыжи на рюкзак и пролезете, потому что скитурные боты обладают всеми необходимыми качествами альпинистских ботинок.
Однако следует помнить, что оборудование для ски-тура это почти всегда некий компромис: хорошо идти, но не очень хорошо спускаться, либо наоборот, подниматься тяжеловато, зато наслаждаться спуском по полной.

Сплитборды:
Представляют собой сноуборд, который состоит из двух половинок, который на подъеме работает как ски-тур, а для спуска соединяются вместе и становятся обычным сноубордом. Сплитборды продаются с комплектом необходимого снаряжения (переходники и камус), но сплитборд возможно сделать самому из обычного сноуборда. Технология изготовления описана здесь. Минус данной технологии заключается в том, что кант на «лыже» будет только с одной стороны, а комплект оборудования придется заказывать через интернет.
Существует мнение о том, что сплитборды хороши для паудера, но плохо работают на жестком снегу, это касается во многом старых моделей сплитбордов. Современные технологии сильно шагнули вперед, и сейчас сплитборды набирают все большую популярность по всему миру.
В реальной жизни в каждом из предложенных методов есть как плюсы, так и минусы. Чтобы понять, что лучше, самый верный способ — это посоветоваться с теми, кто уже ходил в том районе, куда вы собираетесь, или попробовать различные варианты. А затем выбрать, что подходит именно вам.

Кошки:
Иногда, особенно в ранние часы, приходится сталкиваться на подъеме с фирном, в который сложно вбить ботинок (особенно сноубордический). Ботинки скользят, заставляя делать лишние движения, а в некоторых местах просто невозможно подняться без кошек. Уже через несколько часов этот склон скорее всего отпустит (в противном случае кошки пригодятся и на спуске), но тогда будет уже более лавиноопастно и жарко на подъеме. Для бэккантри вполне подойдут облегченные модели для фирна. Если вы покупаете кошки на сноубордический ботинок, то нужно обратить внимание, проходит ли ваш ботинок по ширине в мыске и пятке к данной модели кошек. В противном случае кошки будут слетать каждый раз, когда вы будете ставить ногу неровно, и, наверняка слетят, если нагрузите передние зубья. Альтернативой для широких ботинок, могут быть кошки с пометкой wide, которые специально разработаны для бэккантри. Такие кошки есть, например у Grivel.
Кошки на сноубрдический ботинок должны иметь мягкий крепеж. Кошки для горнолыжного ботинка лучше использовать жесткие, то есть со скобками на передний и задний рант ботинка.
Очень важно не забыть к кошкам антиподлип, так как без этого маленького дополнения их эксплуатация неудобна и небезопасна. Можно в крайнем случае сделать антиподлип из армированного скотча, но это всегда вынужденная мера, поскольку самодельный атиподлип хуже выполняет свои обязанности и часто рвется.

Телескопические палки:
Существенно облегчают подъем вверх (и спуск вниз, если необходимо), позволяют регулировать длину, что пригодится на длинных траверсах или подъемах с различной крутизной склона. Лучшие палки для бэккантри достаточно короткие (в сложенном виде), сделанные из прочных, но легких материалов (алюминий/титан или углеродистое волокно) с эксцентриковыми зажимами и/или кнопкой фиксации, которые не нужно закручивать.
Например, одной из лучших моделей для бэккантри фрирайда, благодаря своей прочности, по праву могут считаться палки Expedition от Black Diamond. Также специально для фрирайда Grivel разработал палки, к ручке которых уже встроен небольшой ледоруб (Condor), который при необходимости можно открыть.

телескопические палки black diamond

Одежда
Обычно от одежды для катания мы хотим, чтобы она была достаточно теплой, удобной и при этом красивой. Но для бэккантри этих характеристик будет недостаточно.
Если, катаясь от подъемника, фрирайдер промок и замерз — он всегда может отогреться в теплой кафешке в обнимку с горячим чаем, а иногда и с коньяком. И он может это делать после каждого спуска. Однако во время бэккантри мы возлагаем гораздо большую ответственность на одежду — если промокли в начале подъема, то весь день мерзнуть.
Весной в горах, в дневные часы солнышко уже сильно греет, однако с утра может быть еще достаточно прохладно. При движении вам возможно не раз придется снимать и убирать в рюкзак вашу куртку или наоборот, одевать пуховку. Поэтому становятся важными такие параметры одежды, как ее вес и объем, наличие вентиляции и дышащие/влагонепроницаемые свойства ткани. Оптимальный вариант одевать на себя несколько слоев: первый слой термобелье, которое хорошо облегает, и отводит лишнюю влагу от тела, дальше флис для тепла, затем легкая мембранная куртка без утеплителя. Чем легче и компактнее куртка, тем проще ее убрать в рюкзак. Чем качественнее мембрана, тем больше шансов остаться сухим даже при очень активном движении или дожде.
Все ткани внутреннего слоя должны быть из искусственных тканей, чтобы не получилось, что после намокания не они греют вас, а вы их. Искусственные ткани обычно легче и сохнут гораздо быстрее натуральных.
Также на всякий случай хорошо иметь с собой легкую пуховую куртку или пуховую жилетку, которая согреет на остановках. Со штанами менее критично, так как все же реже приходится их снимать, главное — чтоб у них была вентиляция. Модные тенденции здесь вряд ли будут полезны, поэтому стоит обратить внимание на практичные и функциональные линейки одежды для альпинизма, к примеру, таких заслуженных горных брэндов, как The North Face или Marmot.

катя коровина и Marmot

Обувь для катания
В дополнение к тому, что уже было сказано выше о скитурных ботинках, можно добавить еще несколько нюансов. В некоторых районах до снега иногда приходится идти пешком какое-то время, спускаясь или поднимаясь по траве или камням. Пластик обычных горнолыжных ботинок сильно скользит, стирается, портятся ранты ботинок и страдает их внешний вид. Кроме этого, обычные горнолыжные ботинки очень тяжелые и их не положишь в рюкзак.
Но есть еще один вариант, который возможно поможет тем, кто ходит в обычных горнолыжных ботинках. На горнолыжные ботинки можно сделать достаточно простое приспособление из обычных велосипедных камер, разрезав их вдоль и приделав ремешки, которые помогут им держаться на подошве ботинка. Такие «подошвы» не занимают много места в рюкзаке и весят совсем немного, польза очевидна. Также можно заказать специальные насадки-подошвы через интернет, например, здесь. Если порыться в сети, можно найти различные модификации насадок.
Однако если планируется ходить пешком много и по сложному рельефу, может даже лезть куда-то, то скитурный ботинок с подошвой Vibram все же незаменим.

Рюкзак
Идеальный вариант — это рюкзак с аэрбегом, который сильно повысит шансы остаться в живых при сходе лавины (например, рюкзаки Snowpulse, ABS, BCA или Grivel, у которых есть рюкзак 30+ со съемными аэрбегами). Стоит он не мало, но на наш взгляд, жизнь дороже. Если все же такой возможности пока нет, то стоит посмотреть рюкзак со встроенной защитой спины, что тоже немаловажно. Такие рюкзаки есть, например, у Ortovox.
Для однодневных выходов подойдет рюкзак емкостью около 25 литров, с системой крепления для лыж/сноуборда, а также поясными и грудными ремнями, которые позволят рюкзаку не мешать вам на спуске. Если нужное снаряжение не входит в данный объем (например, вы решили взять с собой фотокамеру), то лучше выбирать более высокий и плоский рюкзак, в котором снаряжение будет максимально близко к спине. В противном случае при каждом повороте содержимое рюкзака будет вас сильно заносить в сторону, а на крутом склоне (если вы катаетесь на сноуборде) вы не сможете сесть на пятую точку.
Еще один важный параметр — это размер рюкзака, который будет влиять на конструкцию спины и расстояние между лямками (размерные рюкзаки для катания есть, например, у Black Diamond и Osprey). Правильно подобранный рюкзак гораздо лучше распределяет нагрузку по спине и не давит на плечи. Это особенно актуально для девушек, так как не всегда удобно застегивать грудные обхваты (по известным причинам, далеко не все девушки могут их застегивать там, где они пришиты, а если рюкзак и позволяет их передвигать вверх, это может сильно мешать дыханию).

Защита
Легкий шлем. На подъеме и спуске в горах кроме досадных падений можно попасть под камнепады. Передвижение должно быть спланировано и организованно таким образом, чтобы максимально уберечь себя от подобных явлений, но никто не застрахован, например, от диких туров, которые могут спустить камни, защищая свою территорию, не говоря уже о том, что камни могут случайно вылететь и из под ног выше идущих товарищей. Поэтому гораздо спокойнее и правильнее использовать шлем не только для спуска, но и для подъема. Идти в обычном горнолыжном шлеме может быть достаточно жарко, поэтому лучше выбирать шлем, в котором есть возможность отстегнуть утеплитель и уши, при этом, отрегулировав размер шлема или открыть дополнительную вентиляцию. Подойдут и шлемы для ски альпинизма.
Также во время бэккантри особенно важно защитить глаза и кожу от яркого солнца, которое не просто будет светить на вас, но и отражаться от снега, по которому вы идете. Так что суммарно вы получите в разы больше ультрафиолета, нежели на равнине при той же температуре. Подниматься гораздо удобнее в очках. Во-первых, ваш загар будет выглядеть гораздо приятнее, во-вторых, будет удобнее дышать и не так жарко идти. Ехать все же удобнее в маске, так как она меньше запотевает и лучше закрывает глаза от ветра. Главное, чтобы и очки и маска были с хорошей защитой от ультрафиолета (фактор 4), а не просто затемняли яркий свет, иначе вас могут ждать очень неприятные и опасные последствия для глаз.

Также стоит учитывать, что погода в горах быстро меняется, яркое солнце может быстро скрыться за облаками и туманом, или горизонтом, тогда вам понадобиться либо еще одна маска с антитуманным фильтром, либо сменные линзы (как например, у моделей фирмы Dragon), либо маска с фильтром зебра (например, Julbo).

оксана чекулаева

Связь и навигация
Кроме радиостанций, удобных для общения внутри группы и со спасателями в базовом лагере (подробнее о рациях можно прочитать здесь) позаботьтесь о том, чтобы иметь возможность позвонить в непредвиденных обстоятельствах, сказать, что все хорошо, но вы задержитесь из-за погоды, спросить совета или вызвать помощь. Это может быть как обычный телефон (если в районе есть такая возможность), так и спутниковый (его не обязательно покупать и можно взять в аренду). Также хорошо иметь с собой GPS навигатор с комплектом запасных батарей, который не только поможет найти оставленную днем раньше заброску, вернуться в лагерь, если сядет туман или облако, но и поможет найти вас спасателям, если это будет необходимо.

Дополнительное спец . снаряжение
Легкая обвязка. Желательно с регулирующимися ножными обхватами, которые можно вообще расстегнуть, чтобы одеть обвязку, не снимая ботинок.  Веревка (диаметром 8-10мм), длина в зависимости от количества участников, но не короче 30м. Мультитул и запчасти для ремонта снаряжения. Парафин или ускоритель, который можно наносить без утюга (особенно нужен в весеннее время). Налобный фонарик, термос или емкость для воды, в которой она не замерзнет.
Для передвижения по ледникам:
TIBLOC, 4 карабина муфтованных (2 овальных для полиспаста, большой грушевидный для спуска на узле УИАА), 2 петли (от 120), пруссики (короткий и длинный), легкий ледоруб, 2 ледобура + 2 альпинистские (длинные) оттяжки.
Для организации страховки и спуска:
Страховочные усы, ATC, реверсо либо восьмерка. В крайнем случае, можно спуститься на карабине.
Спас набор:
Аптечка. Армированный скотч (можно намотать на палки, лопату, остатки смотать в компактные рулончики и положить в рюкзак). Желательна гибкая пластина для наложения шины. Изофолия (термо одеяло).

Снаряжение для длительных выходов в горы…
…Это еще одна большая глава, в которой хотелось бы рассказать о том, что может понадобиться для более длительных выходов бэккантри. Но подробнее об этом во ВТОРОЙ ЧАСТИ.

адыл-су

PS. Безусловно, хорошее снаряжение стоит дорого, но прежде чем рассуждать на тему стоимости всего вышеперечисленного, вспомните английскую поговорку о том, что мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи, тем более, если это касается нашего здоровья и безопасности. Также, ко всему выше сказанному, хотелось бы добавить, что даже хорошее снаряжение само по себе бесполезно, если вы не знаете, как и при каких ситуациях его использовать, поэтому важно попрактиковаться заранее и отработать все возможные ситуации перед катанием, на безопасном рельефе.

Статью подготовили Оксана Чекулаева, Катя Коровина и команда Ice Age.

Метки: , ,



Комментарии к Особенности снаряжения для бэккантри. Часть I.:

  1. Биногеров 04.05.2011 в 13:55 Ответить

    Скоро будет ещё кое-что для бэккантри;)

  2. siroco 04.05.2011 в 13:58 Ответить

    Спасибо за статью!

    Скажу сразу — я небольшой специалист в альпинизме, но как я понял, что в в последнее время для backcountry народ начал применять веревки Twin-ropes 7.7 мм (например — http://bealplanet.com/sport/anglais/corde-icetwin.php).

    Главный плюс — вес веревки! 50 метров весит ~1.8 кг.

    И конкретно этот Beal Ice twin 7.7 mm специально для снега и льда.

    Аналог TIBLOC(а) для веревок от 7.7 мм — Wildcoutry Ropeman3 (http://www.wildcountry.co.uk/products/ropeman-1-2-3/ropeman-3/)

    Petzl Reserso 3 так же подходит для twin-ropes от 7.7мм.

    В итоге получается весомое снижение веса всего доп. оборудования!

  3. KED 04.05.2011 в 14:28 Ответить

    Веревка типа Twin — это по сути сдвоенная веревка. По одиночке такие веревки НЕ используются. То есть 1,8 кг х 2 = 3,6 кг. Выигрыш в весе получается совсем незначительный. Сдвоенные веревки специфические и используется не часто. Про применение двойных (Double) и сдвоенных (Twin) веревок доступно написано тут например.
    Та модель, на которую вы дали ссылку предназначена для технических ледовых маршрутов, что не мееет ничего общего с прогулкой по леднику.

    Если уж говорить о веревках Беаль, то у них есть модель, которая оптимально подоходит для бэккантри прогулок по ледникам — Rando 8мм, 37 гр/м. К тому же для таких мероприятий чаще всего 50 метров не нужно, можно обьойтись и 30м.

    А использовать Твины по-одиночке — это просто опасно.

  4. siroco 04.05.2011 в 15:35 Ответить

    Никто не говорит про использование twin-rope по одиночке.
    50 метров 7.7 мм весит ~1.8 кг.

    Про Rando знаю, но это тоже twin-rope..

  5. siroco 04.05.2011 в 16:31 Ответить

    > Та модель, на которую вы дали ссылку предназначена для технических ледовых маршрутов, что > не мееет ничего общего с прогулкой по леднику

    Кстати, а почему ничего общего? Почти уверен (нужно поискать цифры на сайте производителя), что веревка для технических ледовых маршрутов подойдет для прогулок по леднику даже с запасом.

    Если отправите почитать ссылку какую-нибудь (на русской или английском) — с радостью пойду просвещаться! :)

    • KED 04.05.2011 в 16:45 Ответить

      Да можно, конечно, использовать и технический твин. Будет надежнее, с баальшим запасом, и… тяжелее.
      Просто вы изначально заговорили об экономии веса.
      И мне лично например не очень нравится идея делать палиспаст или хотя бы простой блок на 7.7мм. А делать его из двойной не так удобно.
      А страховаться через точки на вертикальном льду и летать с них бэккантристы вроде не часто планируют.
      Вот я и не понимаю, зачем излишние премудрости. Чем проще — тем лучше… ИМХО
      Не зря же производители для каждого вида активности предлагают разные модели.

  6. KED 04.05.2011 в 16:36 Ответить

    Rando — это как раз не твин. Она используется в одну жилу. 25м веревки Рандо будет весить всего 925 гр. А 25м Айс Твин (25 х 2 жилы), о котором вы говорите, будет весить как раз 1,8 кг, т.е. в два раза больше. К тому же это веревка для технического льда. Да и работать с двойной сложнее.
    В общем не совсем понятно, зачем она нужна в данной ситуации, особенно, если говорить о простоте и экономии веса…

  7. капитан очевидность 08.05.2011 в 21:59 Ответить

    А что будет с веревкой после спуска на узле УИАА? И как использовать сдвоеную веревку 7.7мм с тиблоком который рассчитан на одинарную 8-13мм? =)

    Если у вас есть полноценная одинарная веревка то будет меньше проблем при использовании схватывающих узлов из шнура меньшего диаметра т.е. частично, от некоторых зажимов, в некоторых случаях можно отказаться.

    Нужно еще учитывать, что любое железо, вне зависимости от производителя, лучше всего работает с веревками определенного диаметра, а не с какими попало, под некоторые оно может быть даже не сертифицировано.

    Wildcoutry Ropeman3 слишком экзотично и далеко, а KONG Duck вполне можно купить в РФ.

    В самом экстремальном случае, достаточно будет 30 + 10 одинарной веревки, 3-4 карабина и умения вязать узлы. Если вы не знаете, что и как с этими вещами можно сделать (как связать беседку, сделать полиспаст, карабинный тормоз и т.д.) — не гонитесь за весом, лучше берите то, с чем умеете обращаться, и то, только тогда, когда оно вам действительно будет нужно.

    Если говорить об устройствах которые могут пригодится в большинстве случаев, то неплохо иметь атц гайд, мини, дак и простенький металлический ролик. На каждом должен быть свой карабин, для неавтоматической спусковухи (атц, восьмерка и т.д.) нужна еще и коротенькая оттяжка (карабины муфтованые или байонетные с блокировкой) чтобы располагать её выше схватывающего узла или зажима.

    ИМХО все это железо, по большей части актуально для персонажей которые любят кататься в НФЗ по альпинистким маршрутам 2-3 к.с. и в больших горах.

  8. KED 10.05.2011 в 11:39 Ответить

    Согласна с предыдущим комментом. Куча доп снаряги нужна только если предполагается куда-то круто лезть.
    А статья эта наисана для людей, которые только хотят попробовать бэккантри. И так в горку тяжко топать, а с кучей лищнего железа вообще грустно. Поэтому, повторюсь, чем проще — тем лучше. Только самое необходимое, без лишних премудростей.
    А опытные товарищи сами прекрасно знают, что с собой брать и для чего.

Добавить комментарий для KED Отменить ответ