Кто такие горные гиды и зачем они вообще нужны?

18.01.2013,

Как-то давно у меня завязался разговор с одним знакомым, который далек от всего, что связано с горами, хоть и занимается экстремальными видами спорта.

— Кем ты работаешь?

— Гидом.

— Ух ты, здорово! А куда ты водишь экскурсии?

После этого вопроса в моей голове случился коллапс, и я поняла, что даже если стану объяснять, чем отличается экскурсия от восхождения или спуска вне трасс, то вряд ли смогу ему объяснить, чем на самом деле я занимаюсь, и в чем заключается моя работа летом и особенно зимой. Ведь для большинства людей в нашей стране гиды мало чем отличаются от экскурсоводов или проводников. Полупроводников, шутим мы иногда между собой.

Между тем, стихия гор таит в себе множество опасностей, которые порой не очевидны для городских жителей. Только в январе этого года под лавинами в Хибинах и Карпатах осталось несколько фрирайдеров.

Оценка всех рисков, а также принятие правильных решений в сложных ситуациях, связанных с горами, обеспечение безопасности группы на маршруте требуют большого опыта и знаний, являющихся основой профессии горного гида. Это сложная и ответственная работа, требующая постоянного совершенствования своих навыков.

Команда 2012

В прошлом году начала свою работу первая Школа Горных Гидов. Многие из тех, кто принимал в ней участие, уже на протяжении долгих лет работают в горах и имеют за плечами огромный багаж знаний, опыта и спортивных достижений, но, даже несмотря на это, потребуется много времени, прежде чем эта профессия будет законодательно принята у нас и будет восприниматься как работа со всеми вытекающими из этого последствиями.

Чтобы поближе познакомится с международными стандартами работы гидов в прошлом году, по окончанию учебных блоков Ски-тура и Лавинных курсов (Avalanche Operation Level 1) РШГГ, которые проходили в Австрии, я отправилась в Гудаури (Грузия) на стажировку в хели-ски компанию Heliksir Ltd. Теория мало что значит без постоянной практики. Также для меня было важно научиться применять все те знания, которые нам преподавали на курсах под руководством более опытных коллег.

Прежде всего, несколько слов о тех людях, которые были моими наставниками. Каждый из них – более чем профессионал в горах, о чем свидетельствуют множество достижений как в спорте, так и в работе, и рассказывать про них можно долго, но это тема для отдельного материала. Главный вывод, который я сделала, участвуя в процессе их работы, что, несмотря на огромный опыт, все они продолжают изучать горы и снег каждый день.

Ведущий гид (Lead guide) компании Heliksir, Даниэль Бонзи, родившийся и выросший в Анси (Франция), уже более 30 лет живет и работает в Канаде. Именно Даниэль был преподавателем ACMG Training & Certification Program у Марка Пише и Кис Рида, которые в свою очередь принимали экзамены лавинного курса у нас в Российской Школе Гидов в прошлом году в Австрии. Даниель является гидом Канадской Ассоциации Горных Гидов (Association of Canadian Mountain Guides – ACMG), также имеет международный сертификат IFMGA / UIAGM.

Даниэль

Еще один гид, с которым я также познакомилась в Heliksir, – Арчил Цинцадзе или просто Ачи, как его называют друзья и коллеги. Много лет назад ради получения профессиональных навыков он переехал из Грузии в Германию, где получил свой диплом гида UIAGM / IVBV, но при этом у него до сих пор сохранилось грузинское гражданство. В прошлом году Арчил открыл в Университете спорта в Грузии Факультет Горных Гидов.

Ачи

За время моей стажировки мне также удалось поучиться у Джокуэля Бергмана (Jökull Bergmann). Кроме работы в Heliksir, он является владельцем собственной хели-ски компании, которая организует хели-ски в Исландии и Гренландии. Джокуэль – единственный исландец с международным сертификатом горного гида. Свое образование он получил в Канаде, и сегодня работает гидом хели-ски по всему миру.

Джокуэль

Четвертым, но  не менее значимым участником команды, является Гия Апакидзе, горный гид и горнолыжный инструктор. Гия имеет сертификаты горного гида Международной Федерации Ассоциаций Горных Гидов (Швейцария) и Грузинской Государственной Школы Горных Гидов, хорошо известен во многих странах как опытный руководитель альпинистских групп на Казбек (5047 м), Ушбу (4710 м) и другие горные вершины в районе Сванетии и Казбеги. Будучи Мастером спорта по альпинизму, он в возрасте 14 лет стал самым молодым альпинистом СССР.

Гия

Именно от компетенции этих людей, их наблюдений, анализа, принятия сложных и ответственных решений зависит не только понравится ли гостям катание, но и их безопасность.

Несмотря на международный состав команды Heliksir, в которой работают гиды и пилоты из Швейцарии, Франции, Грузии, Канады, Исландии, Германии, разные школы и родные языки, все сотрудники компании свободно владели английским и легко понимали друг друга.

Каждый рабочий день начинался с наблюдений за погодой на специальной метеостанции, установленной на вертолетной площадке, на которой собиралась информация о силе и направление ветра, количестве новых осадков, скорости усадки старого снега и т.д. Кроме этой информации для утреннего совещания гидов распечатывалась информация о детальном прогнозе погоды по часам сразу с нескольких ресурсов.

Уже без пяти минут 8 все гиды, пилоты и механики собирались за большим круглым столом для обсуждения погоды, состояния снега и возможных при данных метеоусловиях полетов и спусков. Все результаты этого обсуждения заносились в специальный протокол. И уже в 9 часов, когда в офис подходили гости для предполетной подготовки, все гиды и пилоты знали, где будут летать и кататься, какие спуски можно сделать в качестве запасных, какую информацию в ходе катания необходимо дополнительно собрать и изучить, какие сложности могут возникнуть и какие задачи стоят перед гидами, пилотами и офисом.

Кроме ежедневных наблюдений за погодой, несколько раз в неделю гиды делали вертолетные высадки с целью изучения снежного покрова, его изменений под влиянием солнца и ветра, проводили различные тесты в шурфах. Все данные из блокнотов позже заносились в программу, распечатывались и вешались на стену, чтобы в любой момент их можно было еще раз посмотреть.

Сводная информация о состояние снега рисовалась фломастерами разного цвета на доске, где делались пометки о тех слоях, которые требуют особого внимания, и тех тенденциях, которые происходят в снежном покрове.

Иногда, пока группа наслаждалась видами гор и пристегивала лыжи, гиды проводили экспресс-тесты, чтобы посмотреть состояние снега. Наблюдательность — это одно из важных качеств в работе. Ведь любые изменения, такие как резкое потепление в течение дня, наблюдение естественных лавин, состояния участников группы, – крайне важны для правильной оценки лавинной обстановки и безопасности в целом. Информация о качестве снега на разных высотах, перепад высот и время спусков так же записывались в блокноты. Вся информация обсуждалась и заносилась в протокол вечернего собрания гидов.

Еще одна часть работы с которой мне предстояло подробно познакомится – это работа с картами. В Heliksir каждый из маршрутов, а их насчитывалось более 50, имел свое название и был отмечен на большой карте с указанием высадок и подбора, а также прописан в GPS у каждого гида. Можно сказать, что гиды самым тщательным образом изучили район полетов. И каждый раз, когда кто-то во время спуска по известному маршруту находил новый вариант проезда, этот маршрут в свободное от полетов время заносится в компьютер с помощью специальной программы.

При наличии хорошей карты можно составить маршрут спуска и подъема, даже если ты никогда до этого не видел гору. Это было одно из первых моих практических заданий. Под руководством Арчила весь вечер по карте я составляла описание маршрута ски-тура на Дидиену с расчетом времени и азимутов всех точек, который на следующий день мы успешно проверили, поднявшись на «лыжную вершину» этой горы.


Также интересным моментом для меня стало изучение содержимого рюкзака Даниэля. Сразу могу сказать, что рюкзак весил не менее 10кг, при том, что сам Даниэль достаточно небольшого роста и худощавого телосложения. Кататься с таким рюкзаком – не самое простое занятие.

Безусловно, это лишь малая часть той работы, которую делали гиды ежедневно. По большей части незаметная для гостей, она также имеет и свою специфику, связанную с вертолетом, с которой, надеюсь, мне еще предстоит познакомиться.

Удивительно было другое. Несмотря на постоянный анализ и контроль ситуации, никто не выглядел озадаченным или серьезным. Гиды много общались, каждый раз давая подробные инструкции о том, когда можно садиться в вертолет и выходить, куда можно ехать, много шутили. Это еще одна важная особенность профессии, soft skills, или навыки работы с людьми, которых здесь принято называть гостями, а не клиентам.

В целом такой стандарт работы, прежде всего, продиктован тем, что в случае любой непредвиденной ситуации или несчастного случая у компании всегда будет возможность показать, что максимум работы по обеспечению безопасности был проведен в соответствии со всеми требованиями.

За всю историю работы этой команды в компании не было ни одного случая попадания гостей в лавины, что стало возможным во многом благодаря такой тщательной и продуманной схеме работы.

Наблюдая и изучая работу Даниэля и остальных гидов, каждый день я открывала для себя что-то новое, как в техническом плане, так и в работе с людьми. Профессия гида, которая некогда мне казалась легкой и приятной, обретала новый смысл и новые вопросы, которые еще предстоит изучить.

Мне хотелось бы поблагодарить всю команду компании Heliksir за возможность этой стажировки, а также лично Игоря Кузьмичева, генерального директора проекта Левана Ананиашвили, всех гидов и пилотов, которые поделились своим опытом. В ходе этой практики мне удалось получить неоценимый опыт и знания!

 

Оксана Чекулаева (Член ассоциации горных гидов России, студент Школы Горных Гидов)

Статью также поддержал интернет-магазин спортивной одежды и обуви.

Метки: , , , , , , ,



Комментарии к Кто такие горные гиды и зачем они вообще нужны?:

  1. Балашов Валерий 19.01.2013 в 00:19 Ответить

    Хвалю. А в России не пора?

  2. Oksana 19.01.2013 в 23:23 Ответить

    Пора что?

Добавить комментарий